Антикризисные действия
Активизация строительной отрасли и оживление рынка жилой недвижимости
В этих целях внесены изменения в действующее законодательство Новосибирской области, которые дали возможность предоставления государственных гарантий застройщикам жилья для привлечения кредитных средств на завершение строительства со сроком ввода в 2009 году, общим объемом до 1 млрд. рублей в 2009 году. На получение гарантий подали заявки 15 строительных компаний на завершение строительства 16 жилых многоэтажных домов.
Кроме этого, в целях расширения кредитования населения на приобретение жилья, введенного в эксплуатацию в 2008-2009 годах, был увеличен уставный капитал Новосибирского областного агентства ипотечного жилищного кредитования на 170 млн. рублей и утвержден новый механизм финансирования поддержки граждан, приобретающих новое жилье. Областной бюджет субсидирует 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ в течение 5 лет по кредитам, не превышающим 1,6 млн. рублей.
Для эффективного использования этих механизмов проводится работа по инвентаризации жилья и организаций, которым необходима государственная поддержка, а также информирование населения области о мерах поддержки при приобретении жилья.
В целях увеличения объемов работ строительных организаций, с привлечением средств федерального бюджета, определены возросшие потребности в квартирах, приобретаемых в целях реализации регионально адресной программы Новосибирской области по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья.
В текущем году существенно увеличено количество муниципальных образований области, участвующих в программе капитального ремонта жилья.
Доступность кредитов для промышленности
Обеспечение доступности кредитных ресурсов для предприятий промышленности.
В этих целях внесены изменения в законодательство области для организации предоставления государственных гарантий по привлекаемым кредитам промышленными предприятиями. Общий объем предусмотренных гарантий составил 1 млрд. рублей.
Разработана новая законодательная норма, предусматривающая субсидирование 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ по кредитам, привлекаемых на пополнение оборотных средств предприятиями, увеличивающими объемы производства и обеспечивающими рост заработной платы в текущем году.
Кредиты для малого бизнеса
Расширение возможностей кредитования малого бизнеса.
В этих целях организован Фонд развития малого и среднего предпринимательства, имущественный вклад области в который составил более 200 млн. рублей. Данные средства планируется использовать для предоставления гарантий малому бизнесу по кредитам не превышающим 2 млн.рублей на срок до 1 года. При этом Фонду удалось согласовать с заинтересованными банками, что общая сумма принимаемых от него гарантий будет превышать 150 млн.рублей, а размер ставки кредитования не будет выше ставки рефинансирования ЦБ РФ увеличенной на 4%.
Областная программа активной поддержки малого бизнеса позволила привлечь средства федерального бюджета в размере около 400 млн. рублей, которые будут направлены на решение вопросов субсидирования затрат малых предприятий и районные программы поддержки малого бизнеса.
Обеспечение устойчивой работы агропромышленного комплекса.
Сохранены все меры и предусмотренные объемы государственной поддержки, направленные на техническое перевооружение, повышение производительности сельского хозяйства, а также на финансирование основных сельскохозяйственных кампаний. В 2009 году на эти цели будет направлено более 3 млрд. рублей за счет различных источников финансирования.
В результате действий, предпринимаемых комиссией по своевременному принятию антикризисных мер в агропромышленном комплексе удалось существенно снизить задолженность предприятий перед сельхозтоваропроизводителями.
Департаментом агропромышленного комплекса во взаимодействии с основными перерабатывающими предприятиями проводится работа по расширению рынков сбыта сельскохозяйственной продукции. Организовано проведение ярмарок и расширенных продаж в сельских районах области и г. Новосибирске; предоставление дополнительных мест на рынках г. Новосибирска и районов области. Кроме того, направлены коммерческие предложения по реализации сельскохозяйственной продукции в регионы Сибирского, Дальневосточного и Центрального федеральных округов Российской Федерации и страны ближнего зарубежья.
Проведена адресная работа по привлечению областных производителей зерна к участию в государственных закупочных интервенциях (оказана организационная и консультационная помощь). Значительный объем реализованного на интервенциях зерна позволил обеспечить стабильное финансовое положение отдельных сельхозпредприятий, не допустить роста задолженности по заработной плате и налогам.
Сохранение ассортимента и уровня цен
Регулирование продовольственного рынка, сохранение ассортимента и уровня цен.
На заседаниях координационного совета рассматриваются вопросы финансово экономического состояния сетевых торговых структур, ассортимента и товарных запасов, а также вопросы состояния расчетов с поставщиками. Анализируются объемы общей и просроченной задолженности, рассматриваются графики погашения задолженности местным товаропроизводителям.
В результате предпринятых действий удалось сократить просроченную задолженность и сроки расчетов между торговыми, перерабатывающими и сельскохозяйственными предприятиями.
Наполненность ассортимента в торговых предприятиях области составляет 97% по сравнению с октябрем 2008 года, за счет замещения товаров импортного производства на аналогичные товары отечественного производства.
Важнейшим направлением работы является проведение ярмарок и расширенных продаж продуктов питания, произведенных местными товаропроизводителями. Данная мера позволила стабилизировать розничные цены и дала возможность местным производителям получить дополнительную прибыль.
В целях поддержки местных товаропроизводителей, заключены соглашения между администрацией Новосибирской области и сетевыми розничными предприятиями торговли, предусматривающие наличие в товарообороте не менее 60% продукции, произведенной местными товаропроизводителями. Кроме того, соглашениями предусмотрена торговая надбавка в размере не более 10% на 1 позицию ассортиментного ряда 21 вида товаров первой необходимости.
Поддержание активности инвестиционного процесса
В целях расширения мер поддержки инвестиционной деятельности приняты законодательные и нормативно-правовые акты, увеличивающие уставный капитал Агентства инвестиционного развития на 830 млн.рублей. Это обеспечивает реализацию принципа одного окна при выделении земельных участников и согласование технических условий на размещение новых производственных объектов на территории, обеспеченных необходимой инженерной инфраструктурой на площади свыше 700 Га, а также, привлечение необходимых средств для строительства инфраструктурных объектов на территории Промышленно-логистического парка.
Сохранены все формы финансовой государственной поддержки инвестиционных проектов, реализующихся на территории Новосибирской области (налоговые льготы, субсидирование % ставок по банковским кредитам).
Разработан нормативно-правовой акт о мерах не финансовой поддержки инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области.
Законом Новосибирской области определены размер и количество грантов для предприятий, осуществляющих активную замену оборудования, что позволяет компенсировать часть расходов на приобретение нового технологического оборудования за счет средств областного бюджета. Общий объем средств составил 100 млн.рублей.
Завершается формирование областного Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Новосибирской области, с привлечением федеральных средств и средств частных инвесторов. Общий капитал Фонда – 400 млн. рублей.
Защита от безработицы
Недопущение существенного роста безработицы, обеспечение соблюдения норм трудового законодательства.
Работа областной службы занятости с руководством ряда предприятий, в том числе, в рамках антикризисного совета при Губернаторе, позволила предотвратить массовые увольнения на предприятиях области и нарушения трудового законодательства. Проведена работа с предприятиями по сокращению своих планов по высвобождению работников. В результате, предприятия реализуют свои планы по высвобождению персонала лишь на 56,3%.
Организован постоянный мониторинг за своевременностью и полнотой выплаты заработной платы сотрудникам предприятий. К концу I кв. 2009 г. не допущен рост задолженности предприятий по заработной плате.
Разработаны и приняты программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда области с объемом финансирования 164 млн.рублей, обеспечивающие опережающие действия по трудоустройству высвобождающегося населения, организацию обучения (повышение квалификации) работников и проведение общественных работ.
Особое внимание уделяется вопросам обеспечения занятости отдельных категорий граждан, таких как военнослужащие, уволенные в запас, и выпускники учебных заведений Новосибирской области.
Увеличение количества обращений в Центры занятости за содействием в трудоустройстве в январе-марте 2009 года произошло, не только за счет роста числа людей потерявших работу, но и за счет возросшей потребности в трудоустройстве ранее неработающих граждан.