Рейтинг клиентоориентированности предприятий Новосибирской области

Newsib подготовил очередной рейтинг новосибирских предприятий по степени лояльности к партнерам.

Критерием оценки степени лояльности стал объем дебиторской задолженности компаний. Он фактически представляет собой тот объем денежных средств, который партнер должен уплатить компании во исполнение своих обязательств. Безусловно, нужно понимать, что зачастую такая лояльность компании по отношению к своим клиентам является вынужденной, поскольку исполнитель не всегда может повлиять на срок оплаты работ или поставок. Однако когда такая практика реализуется в течение длительного времени, можно говорить о том, что компания сознательно выдерживает подобную политику.

Источником информации о размерах дебиторской задолженности стали публичные отчеты компаний, являющихся открытыми акционерными обществами, которые они публикуют на собственных сайтах или на специальных серверах раскрытия информации в соответствии с действующим законодательством. Объем дебиторской задолженности, использованный для составления рейтинга, соответствовал объемам, отраженными в п. 6.7 (дебиторская задолженность) ежеквартального отчета компании. В случае, если для анализа была доступна только бухгалтерская отчетность, дебиторская задолженность фиксировалась по строке 1230 формы № 1. Для обеспечения анализа динамики этого показателя мы использовали данные за последние два завершенных финансовых года – 2011 и 2010.

Первым шагом алгоритма формирования рейтинга стало ранжирование компаний по объемам дебиторской задолженности в 2011 году в порядке ее уменьшения. Это повлекло за собой, во-первых, исключение из числа участников рейтинга тех компаний, которые не предоставили общественности данных о размерах собственной дебиторской задолженности по итогам года, а во-вторых, присвоение первых баллов тем участникам, которые остались в списке. Присвоение баллов осуществлялось прямо пропорционально объемам имеющейся у компании дебиторской задолженности: организация, имеющая максимальный ее объем, получала наибольшее количество баллов; компания с минимальным объемом – наименьшее. При этом количество баллов, используемое в рейтинге, равнялось числу его участников: после исключения не опубликовавших данные компаний их осталось 57.

После этого аналогичная операция была проделана в отношении данных о задолженности в 2010 году. Затем мы рассмотрели общую сумму дебиторской задолженности за два года, которая являлась своего рода показателем стабильности выбранной компанией стратегии. Решение принять во внимание этот показатель было обусловлено тем, что в некоторых случаях мы столкнулись с весьма значительными изменениями объемов дебиторской задолженности в течение анализируемых двух лет. Таким образом, наибольший балл, равный 57, получила компания с наибольшим размером дебиторской задолженности в течение последних двух лет.

В результате для каждой из компаний мы получили три показателя, находящихся в пределах от одного до 57 баллов. Итоговая сумма, явившаяся результатом их сложения, стала критерием, на основании которого был сформирован ранжированный список. Для наибольшей наглядности результатов мы оставили в нем 20 организаций с наилучшими показателями, и получившийся рейтинг представляем вниманию читателей.