Социально-экономическое развитие туристической отрасли
В стратегии развития туристической отрасли планируется реализовать следующие глобальные цели:
- Реализация Концепции развития туризма на период до 2025 г., разработанной в рамках подготовки Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области. Поддержка и развитие делового и научного, транзитного и рекреационного и других специальных видов туризма, развитие в этих целях соответствующей инфраструктуры.
- Формирование новой индустрии отдыха, соответствующей мировым стандартам. Создание на территории области новых рекреационных центров (санаториев, домов отдыха). Открытие в Новосибирске в период до 2012 гг. как минимум двух крупных аквапарков. Превращение фитнес-клубов из элитарных в массовые спортивно-оздоровительные учреждения.
- Формирование интерактивных тематических (этнографические, событийные, парковые, экстремальные и др.) зон развлечений и досуга, зон творческого развития для различных демографических групп на всей территории Новосибирской области, отвечающих критериям качества международных центров туристического притяжения и обслуживания.
По всем отмеченным направлениям основные индикаторы развития должны примерно в 1,5–2 раза превышать основные прогнозируемые параметры роста экономики Новосибирской области.
Основные и плановые показатели отрасли:
Наименование показателей
|
Единица измерения
|
Оценка
|
Плановый период
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
Объем реализации платных туристско-экскурсионных услуг
|
млн. рублей |
244 |
272,8 |
301,4 |
330,0 |
Объем услуг гостиниц
|
млн. рублей |
1200 |
1342,8 |
1489,2 |
1641,1 |
Объем санаторно-оздоровительных услуг
|
млн. рублей |
790 |
882,4 |
987,4 |
1086,1 |
Количество иностранных граждан, прибывших в Новосибирскую область с деловыми и туристскими целями
|
человек |
8000 |
8500 |
9000 |
9500 |
Объем оказания международных туристских услуг
|
млн. долл. США |
37,0 |
41,5 |
46,0 |
51,0 |
Основным направлением развития туристической индустрии в Новосибирской области является формирование современной, конкурентоспособной инфраструктуры, обеспечивающей широкий спектр туристических услуг жителям и гостям области.
В целях продвижения туристского продукта Новосибирской области, формирования имиджа Новосибирской области как центра делового и транзитного туризма запланированы участие в международных и российских туристских ярмарках, конференциях, круглых столах, ежегодно не менее чем в 3-х мероприятиях, и организация и проведение ежегодного конкурса на лучшую организацию туристической индустрии Новосибирской области.
В течение планового периода будет продолжено совершенствование нормативной правовой базы Новосибирской области, направленной на развитие туристической индустрии области.
Предусмотрено формирование и ведение Туристского реестра Новосибирской области. Продолжится работа по выявлению перспективных объектов туристской индустрии, предоставлению доступной информации о средствах размещения, лечения, отдыха, а также туристских организациях – туроператорах и турагентах.
Будет оказано содействие в поиске мест расположения планируемых туристских объектов приоритетного развития, ежегодно не менее 1 объекта, в оказании содействия инвесторам в разработке, согласовании, экспертизе и утверждении предпроектной и проектно-сметной документации по получению разрешений на строительство, планировку территорий и создание инженерной, транспортной и иных инфраструктур, подготовке предложений по их финансированию.
Предусмотрены подготовка и проведение конкурсов среди инвесторов на право строительства и эксплуатацию туристских объектов приоритетного развития.
В плановом периоде предусмотрена разработка и реализация областной целевой программы «Развитие туристской индустрии в Новосибирской области на 2009-2015 годы».
Оказанная администрацией Новосибирской области финансовая и организационная поддержка туристской индустрии будет способствовать увеличению к концу 2011 года относительно уровня 2008 года объемов реализации платных туристско-экскурсионных услуг на 35,2%, услуг гостиниц – 36,7%, санаторно-оздоровительных услуг – 37,4%, оказания международных туристских услуг – 37,8%.
Стратегия развития туризма в регионе должна базироваться на три основных принципах: системности и комплексности, приоритетности, сбалансированного взаимодействия. С опорой на эти принципы обоснованы четыре группы приоритетных направлений развития туризма для оказания государственной поддержки:
- наиболее приоритетные (рекреационный, социальный, научный, транзитный туризм),
- высокоприоритетные (деловой, спортивный, детский и молодежный туризм),
- значимые (культурно-познавательный, экологический, событийный, образовательный туризм),
- перспективные (специальные виды туризма).
Реализация стратегии развития туризма станет одним из факторов, способствующих решению проблемы занятости как городского, так и сельского населения, так как повлечет за собой создания новых рабочих мест. С учетом мультипликативного эффекта туризм может содействовать созданию в Новосибирской области до 6 тыс. новых рабочих мест как в самой этой сфере, так и в сопряженных отраслях формирующих туристский продукт (магистральный и городской транспорт, торговля, учреждения культуры, здравоохранения, спорта, пищевая и легкая промышленность, предприятия бытовых услуг, фермерские хозяйства и др.). В результате достижения стратегических целей будут созданы условия для сохранения и возрождения объектов культурно-исторического и природного наследия.