Транспорт

Новосибирск – крупнейший транспортный узел Западной Сибири, он расположен на пересечении транспортных магистралей. В городе 4 железнодорожных вокзала, из них вокзал «Новосибирск-Главный» – крупнейший за Уралом, самая большая в России сортировочная станция «Инская», активно ведется работа по модернизации контейнерного терминала на станции Клещиха.
 
Новосибирск связан авиационными линиями с более чем 100 городами России и мира. В черте города расположен аэропорт регионального значения Новосибирск-Северный. В 30 км от центра города – один из крупнейших в стране аэропортов – Толмачево, который может обслуживать все виды современных самолетов отечественного и зарубежного производства пассажирского и грузового назначения. 
 
Новосибирский авиационный комплекс «Толмачево» – самый крупный в Сибири, он является членом Европейского Совета аэропортов ACI, имеет сертификат 1-й категории по требованиям Международной организации гражданской авиации. Мощность таможенного и складского терминала составляет порядка 1 млн кв. м площадей. По итогам 2006 года ОАО «Аэропорт Толмачево» признан Лауреатом Национальной общественной премии транспортной отрасли России «Золотая Колесница» в номинации «Лидер воздушного транспорта России».
 
Через Новосибирск проходят две автодороги федерального значения: М-51 «Байкал» (от Челябинска через Омск, Кемерово, Красноярск до Читы с выходом на строящуюся федеральную трассу «Амур» от Читы до Хабаровска) и М-52 «Чуйский тракт» (через Бийск к границе с Монголией).
 
Обсуждается вопрос строительства автомобильной магистрали из Китая и открытие Транс-Корейского железнодорожного коридора с выходом на Транссибирскую магистраль. Этот проект уже вызывает интерес инвесторов, как отечественных, так и зарубежных, к строительству в городе логистических центров.
 
В Новосибирске находятся Сибирское таможенное управление и Новосибирская и Толмачевская (на территории г. Обь) таможни. По объёму грузоперевозок и торговли Новосибирск как оптово-распределительный центр является одним из крупнейших в России.
 
Протяженность улично-дорожной сети города – 1395,6 км, общая площадь проезжей части улиц, проездов, набережных, дорог, прогонов – 18,7 млн кв. м.
 
Городской пассажирский транспорт разнообразен: автобусы, троллейбусы, трамваи, такси, включая маршрутные, и метрополитен – единственный в Азиатской части России. На всех видах общественного пассажирского транспорта внедрена автоматизированная система учета и безналичной оплаты проезда.
 
Новосибирский метрополитен, первый и единственный в восточной части страны, открыт в конце 1985 г., в настоящее время имеет 2 действующие линии общей протяженностью 14,3 км и 12 станций. Он занимает 3 место среди российских метрополитенов по среднесуточной общей перевозке пассажиров и среднесуточной перевозке пассажиров в расчете на 1 км эксплуатационной протяженности линий. Наш метромост – самый длинный из такого рода мостов в мире.
В городе реализуется программа развития метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта до 2015 года.
 
В июне 2007 года было завершено строительство второго перегонного тоннеля между станциями «Березовая роща» и «Маршала Покрышкина». Это позволило установить кольцевое движение на Дзержинской линии, и как результат – сокращен интервал движения поездов и улучшено качества обслуживания пассажиров. Продолжаются работы по строительству станции «Золотая Нива», которая позволит связать Октябрьский район с центром города и Левобережьем.
В 2006 году объёмы перевозок новосибирского городского транспорта составили 429 млн пассажиров, из них:
  • Метрополитен 66,882 млн пассажиров;
  • Наземный муниципальный транспорт 192,6 млн пассажиров, в том числе трамвай около 45 млн;
  • Немуниципальный автобусный транспорт 169,6 млн пассажиров.
Ежегодно наблюдается рост количества перевезённых метрополитеном горожан. Так, в 2004 году оно составляло 38,3 млн. человек, в 2005-м — 42,48 млн. человек, а в 2008-м — 77,513 млн. человек.
 
Итоги развития дорожной отрасли Новосибирска за последние годы
  • Завершено строительство Ипподромской магистрали от улицы Крылова до улицы Военной. По всей протяженности дороги было выполнено благоустройство: разбиты газо ны, организовано освещение.
  • Продолжается реконструкция Бердского шоссе. Проезжая часть расширена до 23 метров от разъезда Иня до Нижней Ельцовки, установлено двухстороннее барьерное ограждение, остановочные карманы для заезда общественного транспорта. Установлены новые остановочные павильоны, устроены тротуары.
  • На пересечении с ул. Звёздной со стороны железной дороги установлена подпорная стенка и заасфальтированы подъезды к переезду через железную дорогу. На всём протяжении установлены технические средства организации дорожного движения.
  • Для оптимизации транспортного потока по Бердскому шоссе построено два  надземных пешеходных перехода (на остановке Звездная и в створе Университетского проспекта).Продолжаются работы по строительству эстакады на ул. Кирова с подходами от ул. Воскова до ул. Выборной. Ведутся подготовительные работы: переселяются жители домов, находящихся в зоне строительства. Подготовлен проект по выносу сетей водопровода и канализации из зоны строительства. Сооружены фундаменты одиннадцати опор, смонтировано 6 пролётов.
  • Строится транспортная развязка на въезде в Первомайский район с мостовым переходом через р. Иня. Выполнены все подготовительные работы: геодезическая разбивка мостового перехода и путепроводов, вырубка деревьев. Ведутся работы по переустройству кабельных линий связи.
 
В октябре 2008 года Новосибирск стал местом обсуждения транспортной стратегии России, рассчитанной до 2030 года. В городе состоялось выездное заседание Правительства во главе с премьером Владимиром Путиным, на котором был одобрен подготовленный Министерством транспорта документ. Окончательно прояснилась ситуация со строительством третьего моста, к возведению которого приступят уже в 2010 году. Проект попал в перечень объектов государственной программы развития дорожной отрасли на 2010—2015 годы. По замыслу, третий мост должен стать составляющей ещё одного объезда – Юго-Западного.