Здравоохранение
В Новосибирске высокотехнологическую медицинскую помощь населению оказывают федеральные центры:
- ФГУ Новосибирский НИИ патологии кровообращения имени академика Е. Н. Мешалкина Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию,
- ФГУ НИИ травматологии и ортопедии Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию,
- Новосибирский филиал ФГУ МНТК «Микрохирургии глаза» имени академика С. В. Федорова,
- ГУ НИИ клинической и экспериментальной лимфологии СО РАМН,
- ГУ НИИ клинической иммунологии СО РАМН,
- ФГУ Новосибирский НИИ туберкулеза Росздрава, Новосибирская областная клиническая больница,
- ФГУ «Сибирский окружной медицинский центр Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» («СОМЦ Росздрава»).
В настоящее время 5 муниципальных лечебных учреждений находится в стадии получения лицензии на оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи.
В 2000 году обеспеченность врачами составляла 50 чел. на 10 000 населения, средним медицинским персоналом – 86 на 10 000 населения. В 2007 году только в участковую службу пришли 211 специалистов, в т.ч. 83 врача, что позволило повысить укомплектованность врачей территориальных участков, а также разукрупнить территориальные участки.
С целью закрепления кадров в отрасли усовершенствована система оплаты труда за счет введения систем критериев оценки в зависимости от конечного результата. Большое количество работников отрасли получают муниципальные надбавки сверх нормативных фондов оплаты труда, введена система единовременных денежных пособий для молодых специалистов, приходящих в отрасль, разработана и внедрена система муниципальных грантов для лучших муниципальных лечебно-профилактических учреждений и лучших руководителей учреждений.
Средняя заработная плата по отрасли повысилась с 2 399 руб. в 2000 году до 9 580 руб. в 2007 году; у участковых врачей в настоящее время средняя заработная плата составляет 23,4 тыс. руб., у участковых медицинских сестер – 15,2 тыс. руб. Организована система предоставления служебного жилья работникам отрасли (общежития, жилые дома).
Создана система медосмотров, диспансерного наблюдения и санаторно-курортного оздоровления работников отрасли. Только за последние два года для работников отрасли выделено 1116 путевок на санаторно-курортное лечение за счет средств городского бюджета.
Осуществляется укрупнение районных поликлиник, расширение системы дневных стационаров, создание системы общеврачебных практик в отдаленных территориях города. По сравнению с 2005 годом более чем в 2 раза возросли расходы на приобретение оборудования за счет средств городского бюджета.
За счет городского бюджета регистратуры поликлиник города дополнительно оснащены справочно-информационными киосками, мини-АТС, телефонными аппаратами, персональными компьютерами, справочными системами (телевизионные панели, проигрыватели, устройства громкой связи), системами для записи телефонных разговоров, мебелью.
В 2009 году планируется ввести должность помощников участковых врачей (фельдшеров) для освобождения врачей от выполнения дополнительных и вспомогательных функций. Дальнейшее развитие получит информационная система амбулаторно-поликлинической службы, создается программное обеспечение автоматизированного рабочего места врача поликлиники.
Удалось снизить смертность в муниципальных больницах (в последние три года по хирургическим отделениям с 1,8 до 1,3), младенческую смертность (с 9,3 на 1000 родившихся в 2000 году до 5,4 – в 2007 году).<
/p>
В 2007 году в Новосибирске родилось 15005 детей, что на 584 ребенка больше, чем в 2006 году. Средства от родовых сертификатов (за последние два года – 162 млн. руб.) направлены на повышение качества услуг по родовспоможению: приобретение нового оборудования, расходных материалов, повышение зарплаты медицинских работников.
Скорая помощь
Для реализации программы «Совершенствование оказания скорой и неотложной медицинской помощи населению города Новосибирска на 2009—2011 годы» предусмотрены следующие мероприятия:
- модернизация информационной структуры системы управления станции скорой медицинской помощи;
- оснащение бригад СМП современной аппаратурой и лекарственными средствами с целью повышения уровня оказания экстренной медицинской помощи;
- организация непрерывного обучения персонала СМП;
- укрепление материально-технической базы станции скорой медицинской помощи;
- проведение кадровой политики с целью привлечения и закрепления кадров в МУЗ «ССМП»;
- оптимизация работы с поликлиниками по преемственности с целью снижения обращаемости за скорой медицинской помощью.
Финансирование программы «Улучшение демографической ситуации в городе Новосибирске на 2009—2011 годы» осуществляется за счет средств бюджета города в объеме 564359,0 тыс. рублей. Выполнение программных мероприятий позволит обеспечить к 2011 году следующую динамику основных показателей:
- замедление отрицательного коэффициента естественного прироста до -2,7;
- улучшение демографической ситуации, стабилизацию коэффициента рождаемости на уровне не менее11,0 новорожденных на 1000 человек населения;
- стабилизацию и снижение уровня смертности, в том числе: снижение уровня общей смертности – до 13,7 умерших на 1000 человек населения; снижение уровня младенческой смертности – до 5,1 умерших на 1000 новорожденных; снижение уровня материнской смертности – до 6,9 умерших на 100000 живых новорожденных;
- стабилизацию и снижение числа абортов до 63 на 1000 женщин в возрасте 15—49 лет.
Задачи муниципальной системы здравоохранения на 2009—2011 годы
- Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье».
- Проведение ежегодной дополнительной диспансеризации работающих граждан и углубленных осмотров работников с вредными условиями труда.
- Дополнительная иммунизация жителей города, в т.ч. детского населения.
- Информатизация амбулаторно-поликлинических служб с компьютеризацией рабочих мест врачей участковой сети и специалистов.
2. Оптимизация структуры муниципального здравоохранения.
Расширение сети отделений общей врачебной практики, в т.ч. ввод в эксплуатацию в 2008 – I квартал 2009 гг. 5 отделений ОВП:
· в Ленинском районе (на базе муниципальной поликлиники № 18);
· в Кировском районе (на базе муниципальной поликлиники № 22 по ул. Палласа, на базе клиники № 13 по переулкам Бронным).
Совместно с администрацией Кировского и Заельцовского районов определены места для размещения еще 2 отделений общей врачебной практики; запланирован комплексный капитальный р
емонт помещений с вводом в эксплуатацию в 2009 г.:
· в Кировском районе по ул. Немировича-Данченко, 137/2 (площадь 250 м2);
· в Заельцовском районе по ул. Кузьмы Минина, д. 24 (помещение 250 м2).
Администрацией Первомайского района с учетом высокоплотной застройки территории района и ожидаемого прироста населения к 2015 году до 100000 человек (в настоящее время в районе проживает 70,8 тыс. чел.) представлен проект перспективного плана развития муниципального здравоохранения района, включающего дальнейшее развитие сети врачебной практики.
Строительство трех новых зданий поликлиник в Дзержинском, Заельцовском, Калининском районах и отделения общей врачебной практики в Железнодорожном районе.
Расширение сети дневных стационарных городских поликлиник.
Создание стационара для лечения и реабилитации больных пожилого возраста на базе муниципальной больницы.
3. Улучшение качества и доступности медицинской помощи жителям города Новосибирска.