Обзор тенденций рынка труда в 2009 году в Новосибирске

  • 04.07.2016
Тема исследования Обзор тенденций рынка труда в 2009 году в Новосибирске
Исследовательская организация HeadHunter
Сфера исследования Рынок труда
Метод исследования анализ документов
Объем выборки, респондентов 15000 вакансий и 22000 резюме
Дата проведения исследования 26.12.2009
Доступ Бесплатно
Вывод исследования rnВ отчете службы исследований группы компаний HeadHunter проанализированы изменения, которые произошли на рынке труда в г. Новосибирске в 2009 году.rn rnСпрос и предложение на рынке труда в 2008 и 2009 годахrn rnВ течение всего 2009 года на сайте hh.ru было размещено свыше 7 000 вакансий и 13 000 резюме по г. Новосибирску и Новосибирской области. Несмотря на довольно резкое падение спроса на менеджеров и специалистов во второй половине 2008 года, которое было вызвано началом мирового финансового кризиса, в январе 2009 года началось увеличение числа публикуемых вакансий. В течение всего 2009 года наблюдался медленный рост количества вакансий.rn rn rnНа графике показано процентное соотношение количества вакансий в 2009 году к 2008 году. В октябре 2009 года количество вакансий 2009 года наконец-то стало больше 2008 года, хотя объясняется это резким спадом вакансий в 2008 году.rn rnВ начале 2009 года компании продолжали сокращения штатов, что порождало панику среди сотрудников, многие из которых начинали искать работу «на всякий случай». Так, по результатам опроса, в начале 2009 года только 22% компаний планировали сокращать персонал, в то время как 46% работников были уверены, что в их компании планируются увольнения. В связи с этим активность соискателей в 2009 году была намного выше, нежели в 2009.rn rn rnКоличество резюме, размещенных в 2009 году на 40% больше, чем в 2008. Самыми активными месяцами в 2009 году стали вопреки стереотипам летние месяцы июль-август и сентябрь-ноябрь. Осенняя активность соискателей ожидалась еще летом, в августе на сайте hh.ru проводился опрос о планах специалистов смены работы, в результате которого 51% работающих новосибирцев заявляли о планах сменить работу осенью.rn rn rnДля понимания ситуации на рынке полезно рассмотреть индекс HeadHunter, рассчитывающийся как соотношение числа резюме, размещенных соискателями на сайте hh.ru к количеству вакансий, опубликованных компаниями-работодателями. Если соотношение больше 1, то предложение (количество резюме) превышает спрос (количество вакансий). Если соотношение меньше 1, то спрос превышает предложение. rn rnВ течение всего 2009 года Индекс HeadHunter колебался от 1,50 до 2,11. Максимальные значения были в сентябре и ноябре, и связано это было с сильно возросшей соискательской активностью в осенний период.rn rn rnРейтинг популярности: востребованные профессииrn rnИзучение объема предложений в 2009 году показало, что наиболее «насыщенными» предложениями от работодателей профессиональные направления были:rn

    rn

  1. Продажи
  2. rn

  3. Информационные технологии
  4. rn

  5. Медицина, фармацевтика
  6. rn

  7. Маркетинг, реклама, PR
  8. rn

  9. Бухгалтерия, финансы предприятия
  10. rn

rnОбъем предложений в рамках этих пяти профессиональных областей составил 73,1% от всего объема предложений на сайте novosibirsk.hh.ru в 2009 году (вакансии и резюме размещаются в 26 профессиональных областях). По сравнению с 2008 годом спрос на профессионалов почти не изменился, лишь банковских специалистов в 2009 году искали чуть меньше.rn rnВ таблице ниже представлены данные по профессиональным областям за 2008 и 2009 гг.rn rnrnrn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn Профессиональные областиrn rn % вакансий в области от всего объема вакансийrn rn Профессиональные областиrn rn % вакансий в области от всего объема вакансийrn
rn 2008rn rn 2009rn
rn Продажиrn rn 26,6%rn rn Продажиrn rn 40,9%rn
rn Информационные технологии/ Интернет/Телекомrn rn 11,7%rn rn Информационные технологии/ Интернет/Телекомrn rn 11,7%rn
rn Банки / Инвестиции / Лизингrn rn 10,5%rn rn Медицина/ Фармацевтикаrn rn 7,8%rn
rn Маркетинг / Реклама / PRrn rn 7,5%rn rn Маркетинг/ Реклама/ PRrn rn 6,7%rn
rn Бухгалтерия/ Управленческий учет/ Финансы предприятияrn rn 7,5%rn rn Бухгалтерия/ Управленческий учет/ Финансы предприятияrn rn 6,0%rn
rn Производствоrn rn 4,6%rn rn Банки / Инвестиции / Лизингrn rn 6,0%rn
rn Управление персоналом/ Тренингиrn rn 4,4%rn rn Управление персоналом/ Тренингиrn rn 4,1%rn
rn Высший менеджментrn rn 4,3%rn rn Производствоrn rn 3,8%rn
rn Строительство/ Недвижимостьrn rn 3,8%rn rn Административный персоналrn rn 3,6%rn
rn Медицина/ Фармацевтикаrn rn 3,7%rn rn Высший менеджментrn rn 3,5%rn
rn Административный персоналrn rn 2,8%rn rn Строительство/ Недвижимостьrn rn 2,5%rn
rn Юристыrn rn 1,4%rn rn Юристыrn rn 2,2%rn
rn Остальные проф. областиrn rn менее 1%rn rn Остальные проф. областиrn rn менее 1%rn

rnrnrn rnУровень заработных платrn rnВ обзоре представлены данные по уровню ожидаемых соискателями и предлагаемых работодателями заработных плат.rn rnДанные, на основе которых получена информация об уровне ожидаемых заработных плат, основаны на субъективной оценке кандидатами своей квалификации и уровня компетенций,   демонстрируют общую картину в конкретный период, помогая увидеть тенденции на рынке труда. Данные представлены по состоянию на декабрь 2008 и 2009 г., в руб. Представлены медианные данные заработных плат.rn rnМедиана — значение заработной платы, расположенное в середине изучаемого массива, упорядоченного по возрастанию. Преимуществом медианного показателя предлагаемых заработных плат по сравнению со средним арифметическим является его независимость от крайних значений, поскольку он делит совокупность на две равные части.rn rnСравнивая заработные платы, которые предлагали работодатели в 2008 и 2009 годах, практически во всех профессиональных областях предложения снизились. Исключения составляют профессиональная область продаж, что объясняется почти неуменьшающимся спросом на специалистов в этой области.  В Информационных технологиях, банковской сфере и производстве предлагаемые средние зарплаты остались на прежнем уровне.rn rnrn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn Профессиональная областьrn rn 2008rn rn 2009rn
rn Информационные технологии/ Интернет/Телекомrn rn 30 000rn rn 30 000rn
rn Бухгалтерия/ Управленческий учет/ Финансы предприятияrn rn 23 000rn rn 20 000rn
rn Маркетинг/ Реклама/ PRrn rn 25 000rn rn 20 000rn
rn Административный персоналrn rn 15 000rn rn 12 000rn
rn Банки/ Инвестиции/ Лизингrn rn 30 000rn rn 30 000rn
rn Управление персоналом / Тренингиrn rn 23 000rn rn 20 000rn
rn Высший менеджментrn rn 60 000rn rn 60 000rn
rn Медицина / Фармацевтикаrn rn 25 000rn rn 20 000rn
rn Продажиrn rn 28 000rn rn 30 000rn
rn Производствоrn rn 25 000rn rn 25 000rn
rn Строительство/ Недвижимостьrn rn 24 000rn rn 22 000rn
rn Юристыrn rn 25 000rn rn 25 000rn

rnrn rnЧто касается ожиданий соискателей, то тенденция снижения наблюдается и здесь. Хотя и не во всех профессиональных областях специалисты готовы снизить свои запросы.  Максимальное снижение за 2009 год наблюдается у специалистов банковской сферы и производственных предприятий. Напротив, специалисты из медицины и продаж ожидают получить вознаграждение за свой профессионализм выше, чем в 2008 году.rn rnrn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn Профессиональная областьrn rn 2008rn rn 2009rn
rn Информационные технологии / Интернет/Телекомrn rn 33 000rn rn 30 000rn
rn Бухгалтерия / Управленческий учет / Финансы предприятияrn rn 25 000rn rn 25 000rn
rn Маркетинг / Реклама / PRrn rn 25 000rn rn 25 000rn
rn Административный персоналrn rn 19 000rn rn 15 000rn
rn Банки / Инвестиции / Лизингrn rn 29 000rn rn 22 000rn
rn Управление персоналом / Тренингиrn rn 20 000rn rn 20 000rn
rn Высший менеджментrn rn 50 000rn rn 50 000rn
rn Медицина / Фармацевтикаrn rn 25 000rn rn 30 000rn
rn Продажиrn rn 25 000rn rn 33 000rn
rn Производствоrn rn 33 000rn rn 25 000rn
rn Строительство / Недвижимостьrn rn 28 000rn rn 25 000rn
rn Юристыrn rn 27 000rn rn 25 000rn

rnrn rnСоциально-демографический портрет соискателя 2009 годаrn rnИсходя из данных базы резюме HeadHunter — соискатель, готовый принимать новые предложения о работе — это мужчина или женщина в возрасте от 26 до 35 лет с высшим образованием. Есть среди наших кандидатов кандидаты наук, есть и люди лишь со средним образованием.rn rn rn rn rnИсследование подготовлено на основании данных базы резюме и вакансий сайта hh.ru. Для составления отчета использовано более 15 000 вакансий и 22 000 резюме, что позволило получить репрезентативную картину рынка труда.rnПериод исследования: январь 2008 г.- декабрь 2009 г. Регион: Новосибирск и Новосибирская областьrnrn