Вывод исследования |
Компания HeadHunter выяснила, как сотрудники новосибирских компаний относятся к новичкам среди коллег.
rn
rn
18% опрошенных респондентов признали, что в их компании большая текучесть кадров, сотрудники таких компаний покидают ее, не проработав и года. Тем не менее, более половины опрошенных заявили, что ситуация с кадрами вполне нормальная: кто-то работает долго, а кто-то не задерживается и уходит к другому работодателю довольно быстро. По словам 25% опрошенных, в их компании сотрудники меняются редко, текучесть в таких компаниях низкая.
rnrn
Отметим, что в случае, если коллектив дружный, то текучесть кадров в компании меньше, чем при недружном коллективе. Тем не менее, целых 15% опрошенных, которые работают с дружелюбными и приветливыми коллегами, отметили, что текучесть в их компании высокая, в то время как в недружном коллективе таковых всего на 7% больше.
rn
rn
Среди респондентов, которые отметили, что в их компании сотрудники не задерживаются больше года, большинство считают, что это связано именно с руководством. Неправильно выбранный курс или политика, непродуманные шаги, неуважительное отношение к подчиненным и прочие проблемы ведут к тому, что сотрудники увольняются, не проработав и года. 36% опрошенных основной причиной текучести видят недостойную оплату труда, и только 4% винят в этом коллектив.
rn
rn
Более половины респондентов отметили, что они работают в недружном коллективе, 45% опрошенных посчастливилось работать с настроенными на дружелюбное взаимодействие коллегами.
rn
rn
По словам 10% опрошенных, в их компании предусмотрены испытания для новичков. Чаще всего это, конечно, испытательный срок или стажировка, но иногда сотрудники сами испытывают новичка на прочность.
rnrnУстраиваете ли вы какие-нибудь испытания для новичков? Если да, то какие?rn
rn
rn
rn
rn «Дедовщину никто не отменял. Так что испытания самые разные: и мозги понапрягать приходиться, и побегать»rn |
rn
rn «Дается задание без комментариев — сделал, выжил; не сделал — дальше пытаем. Куча заданий без комментариев и жесткий контроль»rn |
rn
rn
rn
rn «Мои сотрудники старшего возраста постоянно устраивают испытания для новичков, внезапно задают вопрос по работе, потом стыдят, если не сразу ответил или вообще не ответил; а главное — моментально рассказывают о «провале» всему коллективу»rn |
rn
rn «Иногда „бросаем“ и делаем вид, что просто не замечаем, что новичок не знает, как поступить, анализируем его действия. Иногда поручаем решить вопрос с заведомо сложным, порой неадекватным человеком (поставщик, клиент, сотрудник)»rn |
rn
rn
rn
rn «Создание искусственных стрессовых ситуаций, которые могут встретиться впоследствии»rn |
rn
rn «Обычно новичку приходится пройти через недовольство и нелюбовь коллектива к „чужакам“, постоянное подозрение в компетентности»rn |
rn
rn
rn
rn «Выполнение дополнительных заданий, которыми никто не хочет заниматься»rn |
rn
rn «Просим выполнить Новогоднюю газету для нашего коллектива»rn |
rn
rn
rn
rn «Мозговой штурм неизвестной для него темы»rn |
rn
rn «Дедовщина, перекладывается на них вся рутинная и неинтересная работа»rn |
rn
rn
rn
rnrn
rn
Более половины опрошенных респондентов стараются ограничиться лишь знакомством с новичком. В то время как подружиться с новыми сотрудниками стараются 45% опрошенных.
rn
rn
Каким же образом сотрудники пытаются узнать о новом коллеге побольше? 31% опрошенных проявляют инициативу и сами рассказывают новичку о принципах работы компании, о коллективе, делятся последними новостями. 20% опрошенных берут новичка с собой на обед, а 17 % респондентов даже помогают с работой! 7% респондентов «пробивают» новых коллег по социальным сетям или ищут о них информацию черезпоисковики. А 3% предлагают новому коллеге встретиться после работы.
rn rnСлучаи, когда новички не приживаются на новом месте, не так уж и редки. Иногда коллектив не сходится с новичком характерами, иногда сам новичок ведет себя не совсем корректно по отношению к коллегам или просто не вписывается в сложившийся коллектив по тем или иным причинам. Дело может быть как в недостаточной профессиональной компетенции нового сотрудника, нехватке каких-то навыков для новой работы (возможно, при дружелюбно настроенных коллегах это было бы благополучно «не замечено»), так и в чисто психологических аспектах: несовместимости или, например, конкуренции.rn rnБыли ли у вас случаи, когда новичок «не прижился» в вашем коллективе? rn
rn
rn
rn
rn «Это понятно по человеку на первой неделе работы, если его точки зрения не совпадают с большинством, и он твердо на них стоит — такой сразу изолируется, пока сам не уходит в конце концов. Или если человек не воспринимает умеренную критику «по делу», а также не учится на ошибках, его ждет ситуация, описанная выше»rn |
rn
rn «К сожалению, обычно коллектив не принимает новичка: от новичка пахнет потом/перегаром, новичок «выпендривается», пытается поучать тех, кто работает дольше, новичок «лезет не в свое дело»rn |
rn
rn
rn
rn «Было такое, новичок не шел на контакт, не прислушивался к мнению других и не очень прилично себя вел: оставлял мусор на рабочем месте»rn |
rn
rn «Был такой случай, когда новичка невзлюбил коллектив. Мужественно терпели сотрудника, пока у него не закончился срочный ТД, после этого договор продлевать не стали, хотя сотрудник этого хотел и такая возможность была»rn |
rn
rn
rn
rn «Да, новичок был слишком болтлив, отвлекал от работы разговорами не по теме, а также любил перекладывать свои обязанности на других сотрудников»rn |
rn
rn «Один проработал неделю, ни с кем не общался толком, потом пропал…»rn |
rn
rn
rn
rn «Сотрудницы отдела не хотели расширения — «выжили» за полгода склоками, нападками и придирками 14 кандидатов, представленных кадровиками»rn |
rn
rn «У нас очень молодой коллектив, а пришла женщина достаточно в возрасте, и не понимала даже элементарных вещей, не развивалась, не училась новому. Была еще одна, но она просто «угоняла» клиентов у менеджеров — заносила втихую в свою базу и звонила по ним. Не продержалась долго»rn |
rn
rn
rn
rn «Да, парень загрустил оттого, что коллеги (девушки) не обращали на него внимания и постоянно предъявляли требования (исключительно по работе!). Уволился»rn |
rn
rn «Да, порой из-за того, что человек не идет на контакт, закрывается, несмотря на дружелюбное отношение. А бывает, что некоторые ведут себя слишком высокомерно, этакие всезнайки, которые и слушать не хотят о требованиях к выполняемой работе, считая, что и так все умеют и знают. Как правило, коллектив ополчается и не хочет признавать такого специалиста. (причем в его профессиональных навыках уже начинают сомневаться)»rn |
rn
rn
rn
rnrn
rn
Чаще всего в компаниях не принято, чтобы новичок проставлялся. Тем не менее, целых 31% респондентов отметили, что в их компании новички «накрывают стол» для коллектива, в основном, по случаю первой зарплаты или благополучному завершению испытательного срока.
rn
rn
По словам большинства опрошенных, в их компании нет курсов адаптации для новичков. Лишь 15% респондентов отметили, что такие курсы их работодателем предусмотрены. Тем не менее, смена работы, вхождение в новый коллектив могут быть сопряжены с рядом трудностей, с которыми и должны помогать справиться адаптационные программы. Они позволяют ознакомить нового сотрудника с тонкостями работы, спецификой взаимодействия, структурой коммуникаций в коллективе и многому другому, что, несомненно, поможет новому сотруднику быстрее включиться в общее дело.
rnrnОбзор подготовлен компанией HeadHunter в декабре 2010 года. Исследование проведено методом интернет-опроса. rn+7 (383) 344-92-79 |e.fedorova@nsk.hh.ru rn rn |