«Ашан» для самых маленьких

  • 05.10.2009
Бесплатный вход

Интерес «Ашана» к местным производителям не случаен.

 
Новосибирский гипермаркет французской сети — самый восточный в России, и логистические цепочки, уходящие за Урал, раньше серьезно затрудняли его работу. Однако несколько месяцев назад «Ашан» объявил о том, что готов ориентироваться на продукцию местных поставщиков, что стало для последних более чем приятным сюрпризом.

Дело в том, что «Ашан», расположенный в торгово-развлекательном центре «Мега» является одним из самых популярных гипермаркетов Новосибирска и центром притяжения тысяч жителей города.

Интерес «Ашана» к местным производителям поддержала и администрация Новосибирской области, которая 1 октября организовала в гипермаркете «День поставщика». Здесь в присутствии чиновников и журналистов поставщики и ритейлер смогли обсудить самые острые вопросы собственных взаимоотношений.

Самой болезненной проблемой в отношениях поставщика и ритейлера, конечно, являются бонусы за вход на полки магазинов. Впрочем, как выяснилось, система бонусов в «Ашане», хотя и существует, большинство поставщиков вполне устраивает.

Так, предприятия малого и среднего бизнеса, заходя в «Ашан», вообще не платят бонусов в течение года. По прошествии же определенного срока и достижению объема продаж компания начинает выплачивать так называемый «ретро-бонус».

Директор по маркетингу компании «Сибирские продукты» (торговая марка «Жуланка») Виктория Шаманина (поставляет в «Ашан» молоко) рассказывает, что её предприятие действительно не платило бонусов год, а теперь выплачивает «ретро-бонус» 20–25 тысяч рублей в месяц — при среднем дневном обороте 30–40 тысяч рублей. По её словам, на её товары «Сибирских продуктов» в «Ашане» делается наценка 2–3%.

Другие производители отметили, что «Ашан», в отличие от большинства других ритейлеров, не задерживает платежи, хотя и выставляет свои специфические требования к перевозке продукции: например, муку в гипермаркет нужно привозить не в мешках, а в муковозах.

Примечательно, что самые большие преференции «Ашан» готов предоставлять как раз предприятиям малого и среднего бизнеса. Крупные поставщики платят больше.

Сергей Реуцкий, директор «Ашан-Новосибрирск», объясняет это тем, что крупный производитель, помимо требований по объемам, выдвигает и другие — например, определенное место на полке, ассортимент или цены.

Елена Сидорова, начальник отдела городских продаж «Сибирской продовольственной компании», подтверждает, что бонусы компания платит с самого начала работы. Она отказалась назвать их размер, отметив, что они в среднем «как у остальных гипермаркетов», и СПК «привыкла» к такой работе. Напомним, что дифференцированный подход к работе с поставщиками «Ашан-Новосибирск» начал активно применять в мае 2009 года, когда вопросы закупок были делегированы менеджерам соответствующих отделов. «Менеджеры сами решают, что и в каких количествах покупать» — подтверждает Реуцкий. В настоящее время продукцию в «Ашан-Новосибирск» поставляют 116 компаний.

Под чужим именем
Помимо статуса поставщика производственная компания вполне может получить статус «партнера» и выпускать продукцию под собственными марками «Ашана».

Реуцкий рассказывает, что «Ашан» в Новосибирске сегодня крайне заинтересован в собственных Private Labels. «Если в 2008 году доля товаров под собственной маркой составляла 4,5% и они давали 10% проданных товаров, то в этом году под маркой „Ашан“ продается уже 17% товара, хотя доля его около 5%», — добавляет он. Сейчас это такие марки, как «Лакмо» (молочные продукты), «Дон Густо» (макаронные изделия), «Грядка Удачи» (консервированные овощи), «О!» (безалкогольные напитки), «Крепость» (крепкий алкоголь), «Бонкофе» (кофе), «Бебилон» (товары для детей). В 2009 году планируется к запуску ещё 2 марки: «CleanOK» (бумажные изделия) и «ЭкZOOтик» (товары для животных).

 
Из 127 российских поставщиков для собственной марки «Ашана» 80% приходится на малый и средний бизнес.

Мария Курносова, руководитель по внешним коммуникациям «Ашана» добавила, что оставшиеся 20%, как правило, относятся к небольшим предприятиям, которые развились в более мощные. Впрочем, перейти из категории поставщиков в категорию партнеров могут только предприятия, сотрудничающие с гипермаркетом не менее года, имеющие соответствующие производственные мощности и не менее 95% исполненных в срок поставок за год.

Также на предприятиях «кандидатах» проводится аудит от федеральной сети, который подгоняет возможности компании под стандарты «Ашана». И, разумеется, продукция предприятия должна быть востребована в гипермаркете.

Так, Реуцкий на встрече озвучил несколько «горячих» позиций, некоторых пока не хватает на полках «Ашана» в Новосибирске. Есть дефицит охлажденной рыбы и мяса, твердых сыров, муки, которая подавалась бы «муковозами», мебели и скобяных изделий. Кроме того, руководитель гипермаркета пожаловался, что в Новосибирской области «Ашан» уже долго не может найти производителей халяльного мяса (которое разрешено есть мусульманам). «В Москве его доля среди продаж мяса — около 15%. Эта специфическая продукция, которая имеет специфическое производство. Например, животных могут забивать только определенные люди в определенные дни недели. В области мы не нашли таких компаний», — сетует он.