Дорогая редукция

  • 26.08.2009
Привычки к роскоши
 
«Для сегмента товаров класса «премиум» кризис – не более чем досадная помеха, — убежден новосибирский ресторатор Денис Иванов. — Большинство тех, кто покупает самые дорогие товары, не готовы менять свои привычки, как бы не подешевели их активы и не упали показатели рентабельности компании».
 
«Премиум-сегмент — небольшой, но очень стабильный, — соглашается руководитель направления Luxury и Vertu  компании «Евросеть» в Новосибирске Ирина Бурова (Бутик «Vertu» в Новосибирске открылся в сентябре 2008 года). По словам Буровой, по сравнению с остальными рынками luxury, сегмент в сотовом ритейле пострадал меньше всего — из-за кризиса снижения спроса на телефоны «Vertu» не произошло. «Напротив, по итогам августа продажи телефонов «Vertu» выросли вдвое по сравнению со среднегодовыми показателями салона», — подчеркивает менеджер, не раскрывая абсолютных цифр.
 
Напомним, что  сентябре 2008 года планы продаж в Новосибирске озвучивал тогдашний совладелец сети Евгений Чичваркин. «Мы планируем продать не менее 10 000 телефонов в Сибири, из них 5 000 – в Новосибирске», — сообщал он.
 
«Самые популярные телефоны «Vertu» — это модели из коллекций Ascent Ti и Constellation, — рассказывает Бурова. – Например, отличие модели Ascent Ti — дисплей имеет сапфировое покрытие, а корпус сделан из титана. Дорогой сотовый телефон – основное, не считая машины, что подчеркивает статус владельца». Большинство покупателей в новосибирском салоне «Vertu», помимо новосибирцев, это томичи и барнаульцы: так, новинка 2009 года — модель Vertu Signatute S Design в желтом золоте стоимостью около 1,5 миллиона рублей — была продана в июле 2009 года покупателю из Алтайского края.
 
Встречают по одежке
 
Некоторым «премиальным» ритейлерам кризис даже пошел на пользу. Так, положительную динамику продаж отмечает владелец магазина «Сигары мира» Любовь Касьянова. «До сих пор летом был традиционный спад – постоянные покупатели уезжали за границу, где и покупали табак. А в этом году они остались дома», — рассказывает она. Из-за роста курса доллара табак подорожал на 20–30%, однако большинство покупателей магазина повышения цен «не заметило» — среди покупателей магазина мало представителей среднего бизнеса. Наибольшим спросом пользуются сигары средней ценовой категории, от 500 – 600 рублей до 1 тысячи рублей за штуку. Дорогие образцы, стоимостью более 2 тысяч рублей, берут в подарок. Остались на прежнем уровне и продажи дорогих трубок.
 
Мужчины не экономят ни на трубках, ни на дорогих деловых костюмах. Если говорить о сегменте одежды класса люкс, то более стабильными в условиях кризиса оставались продажи мужской одежды, рассказывает руководитель направления  люкс группы компаний «Satico» (компания представляет в Новосибирске одежду марок класса люкс Ermenegildo Zegna, Brioni, Dolce & Gabbana, Gucci, YvesSaintLaurent, Prada, Christian Dior) Татьяна Титова. В монобрендовом бутике  Ermenegildo Zegna представлены различные мужские костюмы. «У марки Ermenegildo Zegna несколько линий, в разном ценовом сегменте: есть готовые костюмы за 1 тыс евро, есть за 2 тыс, есть за 3 тыс. Костюмы на заказ могут стоить и дороже», — говорит менеджер.
 
«Хороший костюм для бизесмена – это скорее необходимость, чем роскошь», — поясняет Титова.
 
А продажи женской одежды класса luxe, по ее словам,  больше подвержены влиянию экономических факторов, и для женских марок действительно было отмечено некоторое сокращение спроса осенью и весной. «И хотя в новом осеннем сезоне совокупные объемы продаж все еще уступают  докризисному уровню — динамика положительная» —  говорит менеджер.
 
Без скидок на кризис
 
На первый взгляд, состоятельные люди в Новосибирске уже купили жилье для себя. Тем не менее, единичные сделки происходят, рассказывает директор риэлторской компании «Эрмитаж» Тимур Тагиров. Правда, его словам, сделки проходят только на вторичном рынке. «Покупатели не хотят иметь дело с недостроенным жильем независимо от местоположения, параметров, имени застройщика», — подчеркивает риэлтор. Наибольший интерес у покупателей вызывают квартиры в комплексах «Солярис», «Парк Хаус», «Болгарский Дом», дома по улицам Ермака, Кирова 44/2 и ряд других.
 
Цены на дорогое жилье остались на прежнем уровне, по 85–120 тысяч рублей за квадратный метр.
 
«Продавцы упорно держат цены: предложение дорогого жилья ограничено, и покупатель найдется. А некоторым покупателям хотелось бы скидку – «все-таки кризис», ведь в среднем по рынку снижение цен реальных сделок – до 50%. Такие покупатели предпочитают дождаться второй волны кризиса, которая должна проявиться к началу 2010 года», — объясняет Тагиров.
 
А вот на рынке аренды жилья верхней ценовой категории – сезонное оживление, традиционное для всего рынка аренды. Дорогие квартиры сдаются по цене 40 –150 тысяч в месяц. По словам Тагирова, большинство сделок аренды – сроком до года, типичный клиент — менеджер федеральной компании, командированный «поднимать бизнес» в новосибирском филиале. 
 
Премиальная демотивация
 
«Становится меньше покупок ради «демонстративного потребления», когда дорогая вещь покупалась только из-за престижа», — считает Ольга Бузыцкая, директор собственного дома моды в Новосибирске. Однако, по ее мнению, количество тех, кто покупал и ценил de luxe, дорогие, эксклюзивные вещи осталось прежним. «Это узкий круг постоянных клиентов, а также их друзей и знакомых», — поясняет дизайнер. По-прежнему украшения дарят на дни рождения, свадьбу, юбилей и другие праздники.
 
«Хотя в покупке дорогой «ювелирки» всегда есть и элемент прагматизма — настоящие украшения, как правило, только дорожают и поэтому являются надежным средством инвестиций», рассказывает Бузыцкая. Часть заказчиков пытается экономить – например, заказывая свадебное платье, просят сделать так, чтобы оно было «одновременно свадебным и вечерним», признается Бузыцкая.
 
«Снижение потребления в дорогом сегменте произошло за счет менеджеров среднего звена», — считает руководитель ресторанного подразделения ГК «Конквест» Наталья Богатова.
Теперь им сложнее «производить впечатление» на собеседника потратив значительную сумму в ресторане: с началом кризиса им пришлось считать деньги – зарплаты упали, а потребительские кредиты потеряли свою доступность, подчеркивает она.
Компания «Конквест» закрыла свой ресторан «Сафари», который считался одним из наиболее дорогих и статусных ресторанов Новосибирска. «Ресторан не был убыточен, но его показатели рентабельности не устроили компанию», — объясняет собеседница. Сейчас на его месте компания открыла ресторан «Водкинъ домъ» — более демократичный по ценам.
Закрытие «Сафари» – не единственный пример в новосибирском ритейле. Так, ТРЦ «Ройял Парк» покинули многие ритейлеры сегмента «премиум» — «Император», «Галерея подарков D’A.R», «Высокий уровень».