Продовольственный гигант

  • 04.04.2011

Нынешние топ-менеджеры «ПродГаммы» во главе с Александром Хамидуллиным начали заниматься торговлей фруктами еще в 1988 году, когда жили в Киргизии. Этим бизнесом Александр Назымович начал заниматься вместе с несколькими членами семьи — которые до сих пор занимаются оперативным управлением «ПродГаммой».

 
В 1998 году компанию, работавшую на рынке Средней Азии и Сибири, заметили инвесторы — и предложили перевести деятельность в Россию. Инвесторы получили значительную долю в бизнесе, однако их участие обеспечило «ПродГамме» необходимые ресурсы для развития. Впрочем, сам Александр Хамидуллин сегодня продолжает оставаться совладельцем и руководителем группы «ПродГамма». А развивается компания не только на средства инвесторов, но и привлекает банковское финансирование — причем иногда осваивая совершенно новые для России формы. Например, компания первой в России сумела получить кредит под «движущийся» товар, который еще не пришел в страну, а только должен был быть поставлен — что неоднократно дало повод сотрудникам крупного банка записать в отчетах: «Освоен новый вид кредитования».
 
Сегодня «ПродГамма» является крупнейшим за Уралом поставщиком фруктов из десятков стран мира — Морокко, Индонезии, Аргентины… А вот с рынка Средней Азии с 2000 года компания ушла. Нестандартизированная продукция и тара, так называемые «страновые риски» — все это заставило«ПродГамму» сосредоточиться на работе с другими частями света. По оценкам самой компании, среди российских поставщиков фруктов «ПродГамма» занимает место во второй десятке — однако выше нее нет ни одной компании, которая была бы зарегистрирована не в МосквеСанкт-Петербурге или Новороссийске — городах, где «прописаны» все более крупные фруктовые компании.
 
А вот в другом направлении — импорте риса в Россию — компания из Новосибирска является безоговорочным лидером рынка. «ПродГамма» поставляет рис из Вьетнама, Китая, Индии, Аргентины, Египта, Уругвая, Италии и других стран мира, а также имеет собственные поля в Краснодарском крае. Это дает компании определенные преимущества, так как доля отечественного риса в России постепенно растет, а импортного — снижается.
 
Да и во «фруктовом» направлении «ПродГамма» видит хорошие перспективы. Во-первых, Россия, по наблюдениям руководителя компании, пока еще не вернулась на докризисный уровень потребления фруктов. А во-вторых, даже этот уровень пока значительно ниже, чем, например, в Европе: если там норма потребления фруктов на человека составляет около 30 килограммов в год, то в России  этот показатель — всего 5-6 килограммов.
 
Примечательно, что при таких масштабах работы «ПродГамма» по меркам крупных торговых компаний имеет совсем небольшой штат. Численность всех ее сотрудников — от топ-менеджеров до грузчиков — чуть более 200 человек.
 
Тем не менее, результаты группы «ПродГамма» заставляют считать ее одной из крупнейших компаний Новосибирской области. Так, в 2009 году выручка компании составила 3 миллиарда рублей. И если сравнить этот показатель с крупнейшими «открытыми» компаниями региона, то «ПродГамма» заняла бы место в конце первой десятки, потеснив многие известные производства.
 
Небольшую же известность «ПродГаммы» широкой публике в руководстве компании считают следствием специфики оптовой торговли фруктами и рисом, где секретом успеха является не массовая реклама, а правильные аналитические прогнозы, быстрота реакции, деловая репутация и скорость внутренних процессов в компании. Условно говоря, побеждает на этом рынке тот, кто точнее предскажет урожай апельсинов в Марокко или риса во Вьетнаме, а не тот, кого больше знают российские потребители.