Аэропорт за миллиард
Символично, что открытие перед «Толмачево» новых перспектив совпало с грядущей сменой собственников аэропорта в Новосибирске. До сих пор контрольным пакетом акций (51%) владело государство. Однако на 3 марта 2011 года уже назначен аукцион по продаже Росимуществом своей доли в «Толмачево» — и на этот лот уже появились первые претенденты. Напомним, что стартовая цена 51%-ного пакета акций «Толмачево» — 1,1 миллиарда рублей, а в случае конкуренции претендентов аэропорт может быть продан гораздо дороже.
Чем же так привлекает аэропорт в Новосибирске федеральных инвесторов? Во-первых, «Толмачево» уже много лет является крупнейшим аэропортовым комплексом Сибири и Дальнего Востока. В 2010 году аэропорт принял и отправил более 2,2 миллиона пассажиров. Во-вторых, с открытием в 2010 году второй взлетно-посадочной полосы «Толмачево» набрал такую скорость развития, что эксперты уже задумываются о его будущей конкуренции со столичными «Домодедово» и «Шереметьево».
Новосибирский транзит
На открытие ВПП-2 в Новосибирск прилетел даже министр транспорта России Игорь Левитин. Министр прибыл рядовым утренним рейсом «Аэрофлота» — и сразу же сумел оценить все преимущества новой полосы. Посадку его самолету пришлось производить в густом тумане — до открытия ВПП-2 борт пришлось бы отправить на запасной аэропорт в Барнаул или Кемерово. Но, как с гордостью заметил генеральный директор «Толмачево» Александр Бородин, отныне аэропорт стал практически всепогодным. И уже через 10 минут Игорь Левитин с гордостью рассказывает чиновникам и журналистам, что ввод новой полосы дает возможность транзитным самолетами из Европы и США делать при необходимости вынужденную посадку в Новосибирске. Хотя до этого от Москвы до Хабаровска в России не было никакой возможности обеспечить транзитные полеты больших самолетов — например, Boeing-787 или Airbus-350.
К слову, за несколько недель до визита Левитина в Новосибирск аэропорт «Толмачево» уже провел «генеральную репетицию» приема самолетов-гигантов. В Новосибирске сделала техническую посадку знаменитая «Мрия» (Ан-225) — самый большой самолет в мире, когда-то построенный для перевозки космических «Буранов». «Мрия» благополучно села, заправила 85 тонн топлива (для сравнения: обычные пассажирские самолеты заправляют около 10 тонн) и благополучно продолжила путь в Китай. Что еще раз подтвердило: Толмачево» — один из немногих аэропортов в России, который готов принять и предоставить необходимое техническое обслуживание любым типам воздушных судов.
Пересадка в «Толмачево»
«…И друг другу мы с тобою снова назначаем встречу в «Толмачево» — эта строчка из гимна новосибирского аэропорта очень точно рисует его вероятные перспективы в ближайшие годы. Потому что третья причина внимания к «Толмачево» — его главная роль в новой концепции развития авиационных перевозок в России, которая уже обсуждается на федеральном уровне. Речь идет о создании на базе Новосибирска пассажирского авиационного узла, через который жители регионов могли бы вылетать в Европу и Азию. Разумеется, для того, чтобы эта идея воплотилась в жизнь одной ВПП-2 будет недостаточно. Поэтому в «Толмачево» уже началась реализация сразу нескольких инвестиционных проектов, которые как раз и превратят его в мощного конкурента столичных аэропортов.
Так, здесь начинается строительство интермодального транспортного терминала — для приема и обработки грузов ведущих карго-компаний. Число таких перевозчиков продолжает пополняться: например, в январе 2011 года о начале полетов через Новосибирск заявила известная немецкая грузовая авиакомпания «ACG Air Cargo Germany». Кстати, для обслуживания десятков авиакомпаний в «Толмачево» строится и новый цех бортового питания — в 2012 году он начнет выпускать до 8 тысяч порций в сутки.
Уже сегодня строится новый пассажирский терминал для обслуживания внутренний и международных перевозок — ведь два существующих терминала в случае резкого роста пассажиропотока не смогут справиться с нагрузкой. Площадь терминала составит более 80 тысяч квадратных метров, а первая его очередь будет сдана уже в
2012 году.
Прием большого числа пассажиров явно потребует инфраструктуры для их размещения — и генеральным планом развития «Толмачево» запланировано возведения здесь гостинично-делового комплекса уровня «4 звезды» на 600 мест и подведения железнодорожного «аэроэксперсса» — по аналогии со столичными конкурентами. В эти проекты в общей сложности будет вложено более 20 миллиардов рублей — эти инвестиции сопоставимы с вложениями, которые планируют в ближайшие годы московский аэропорт «Внуково» и санкт-петербургский «Пулково». Впрочем, новые собственники аэропорта вполне могут придать развитию «Толмачево» и дополнительное ускорение — и тогда «погоня» за крупнейшими аэропортами России и Европы может стать еще более стремительной.
ФАКТЫ
Пропускная способность аэропорта «Толмачево» — 40 взлетов/посадок в час. Для сравнения: пиковые нагрузки «Домодедово» и «Внуково» — 80 и 45 взлетов/посадок в час, однако в обоих столичных аэропортах в ближайшие годы запланированы реконструкции ВПП, что резко снизит их возможности по приему самолетов. Этой возможностью для увеличения пассажиропотока может воспользоваться аэропорт Новосибирска.