Разыскиваются пешеходы

  • 02.07.2009

Ставки не снижаются?
 
В компании надеются, что увеличение покупательского потока поможет нивелировать спад продаж — из-за кризиса спрос на обувь упал на 10%. До конца года компания «Обувь России» намерена перенести 10 – 15 магазинов сети, сообщил «Newsib» директор группы компаний «Обувь России» Антон Титов. По его словам, новые помещения будут располагаться в местах с большим пешеходным трафиком. При этом ставка аренды новых площадей будет «не выше, чем в предыдущих помещениях», — подчеркнул он.  Этот шаг связан с реализацией стратегии повышения эффективности работы действующей сети: «стараясь сократить издержки, мы добиваемся уменьшения ставок».  Так, по итогам 2008 года средняя ставка аренды по сети магазинов составила 1400 рублей за квадратный метр, а с начала года средняя ставка снизилась до 800 рублей за квадратный метр в месяц. По словам Титова, от наименее рентабельных магазинов сеть отказывалась и ранее – «однако сейчас мы будет активнее использовать благоприятную экономическую ситуацию».
«Если поставить задачу удержаться на уровне арендных платежей в 800 рублей за квадратный метр в месяц, то «Обуви России» вряд ли удастся значительно улучшить местоположение своих магазинов, возражает генеральный директор риэлторской компании «БрокерКом» Александр Назаров. По его словам, изменения будут незначительны: «можно, например, лишь переехать на  отрезке улиц от гостиницы «Сибирь» до ЖУМа». Еще в начале года, когда рынок встал, отчаявшиеся арендодатели были готовы снижать ставки на 40-50%, и это давало хорошие возможности для маневра», —  рассуждает собеседник. Но сейчас, по его словам,  рынок оживился и арендодатели на уступки идут не так охотно.  «Ставки за помещения по основным торговым коридорам не снижаются ниже 1000 рублей за квадратный метр в месяц», — подчеркивает риэлтор.
 
Обувной секвестр
 
На фоне негативных последствий кризиса ритейлеры пользуются малейшей возможностью, чтобы сократить затраты, объясняет действия компании аналитик УК «Финам менеджмент» Максим Клягин. По его мнению, арендные платежи – существенная статья затрат практически для любого ритейлера:  «в среднем в сегменте розничной торговли обувью в докризисный период их размер мог даже превышать средний уровень в 15-20% ежемесячной выручки торгового объекта». 
Однако объемы выручки для ритейлов в конце прошлого года упали на 5-10% по сравнению с показателями предыдущих месяцев, а по ряду игроков масштабы снижения по сравнению с показателями докризисного периода составили до 15-20%, подсчитал Клягин. Спад продаж аналитик объясняет перераспределением расходов потребителей в пользу подорожавших продуктов питания и товаров первой необходимости.  
 
Слова Клягина подтверждают данные исследования «Magram Market Research»: на одежду и обувь средний россиянин тратит примерно 20-25% всех расходов — именно эти расходы секвестируются в первую очередь. По данным Росстата, расходы на повседневное потребление россиян, живущих в городах с населением от 500 000 человек, в мае снизились на 1,8% к апрелю (годом ранее – рост на 6,7%), в апреле – на 1,7%.
 
Сам Титов говорит о спаде продаж в 10%. По мнению же Клягина, несмотря на снижение объемов, по итогам 2009 года показатели продаж компании в рублевом выражении будут положительными – благодаря  росту цен: в первом полугодии цены повысились на 6-8%. А по итогам года Клягин ожидает рост выручки до 10-15% (по итогам 2008 года рост выручки в рублевом выражении превысил 31%).
 
СПРАВКА «NEWSIB»
Группа компаний «Обувь России» основана в 2003 году. Развивает розничные сети «Вестфалика» (монобренд среднеценового сегмента), «Фабрика обуви «Пешеход» (дискаунтер). Из-за кризиса сеть отказалась от развития среднедорогого формата «Emilia Estra». Всего в составе сети 99 магазинов в городах Сибири, Урала и центральной части России.
Чистая выручка компании по итогам 2008 года превысила 1,6 миллиард рублей. «Обувь России» входит в десятку крупнейших обувных сетей России. Основной владелец — Антон Титов. 
 
До кризиса объем обувного рынка Новосибирска составлял $600-800 млн при годовых темпах роста в 20-25% — это было выше среднероссийских показателей на 15-20%.