Князь Игорь вышел на сцену

  • 05.06.2009
 
Оперный дебют
 
Новую постановку в театре доверили одновременно кадрам молодым и старым. Декорации и костюмы разрабатывал Игорь Гриневич, главный художник театра. Он же, кстати, работал и над прошлой постановкой «Князя». Дирижер-постановщик (в опере эта фигура едва ли не важнее режиссера!) – Евгений Волынский, работающий в Новосибирском театре оперы и балета с 1990 года, дипломант Национальной премии «Золотая Маска».
 
Прошлую постановку он, конечно, не ставил, но принимал в ней участие и хорошо ее помнит. Главное же новшество – это режиссер, В чем-то даже скандально известный Тимофей Кулябин, он ставил «Livejournal»  в Русском театре драмы в Риге, «Макбет» в новосибирском «Красном факеле». Практически одновременно шли репетиции «Князя Игоря» в Театре оперы и балета и «Маскарада» в родном для Тимофея «Красном факеле».
«Это — мой первый оперный спектакль, — рассказывает режиссер Тимофей Кулябин. — Было довольно неожиданное для меня предложение – заняться постановкой оперы, до этого я никогда не обращался к оперному искусству. Я видел много записей этой оперы, все они разные, и думаю, что по своей сути, по своей форме, даже музыкально опера «Князь Игорь» настолько национальная, настолько классическая, что пытаться перенести ее в какое-то другое время просто нельзя. Опера «Князь Игорь» замечательна своим колоритом, своей архаикой, и сохранить это кажется мне самым важным».
 
Сценическое затмение
 
Такая группа постановщиков была, видимо, одновременно и удивлена друг другом, и сумела найти и общий язык, и приобрести некие новые навыки. Об этом можно судить по аплодисментам – едва ли такой шум и восторг зрители выражали даже во время недавно прошедшего Фестиваля балета.
 
Оперу «Князь Игорь» еще в незапамятные времена разобрали на цитаты – словесные и музыкальные. Все помнят: «о дайте, дайте мне свободу», «улетай на крыльях ветра», «ни сна, ни отдыха измученной душе», и многое другое. Все это – «Князь Игорь». Ну, и, конечно, половецкие пляски, которые вполне успешно существуют в качестве отдельного спектакля.
 
Прошлогоднее полное солнечное затмение явно повлияло на мировосприятие новосибирцев. Затмение на сцене театра удивительно похоже на то, что происходило в Новосибирске 1 августа 2009 года – золотой диск темнеет и остается лишь яркая корона. Многие зрители зажмуривали глаза и заслонялись от слепящего света. Среди других, оригинальных и необычных находок — белый дым и яркий огонь, сопровождающие действие, изображающие то дым степных костров, то войну, наступающую на Путивль.
 
 «Мы постарались сделать спектакль, наполненный моральным, и нравственным смыслом, — говорит дирижер Евгений Волынский. — Мы не пошли по пути экстравагантности и выпячивания своей индивидуальности. А сохранили историю земли российской и партитуру композитора. Не думаю, что люди, пришедшие на премьеру, будут удивляться – разве что логике, красоте голосов и Его Величеству Театру».

Что же до финала… Фигура князя Игоря исторически противоречива, противоречива она и в «Слове о полку Игореве», по мотивам которого написана опера, и в самой опере. Князь, потерявший полки, бежит из плена и возвращается в Путивль, к которому уже подходят враги. И просит прощения, встав на колени. Народ уже не славит Игоря, опера заканчивается пронзительным детским хором, двумя группами ангелов в белом, вызывающими щемящее чувство в сердце…