Башкирова и партнеры: как жители Сибири относятся к прямым продажам?

  • 21.12.2009
 
 
Описание исследования

Цель: определение отношения жителей России к методу прямых продаж.


Основные задачи исследования:

  • Выявление осведомленности о методе прямых продаж;
  • Оценка частоты покупки товаров у дистрибьюторов;
  • Анализ достоинств и недостатков метода прямых продаж с точки зрения потребителей;
  • Оценка отношения к методу прямых продаж, к людям, занимающимся прямыми продажами, а также к товарам, реализуемым методом прямых продаж.

Метод — личные (face-to-face) интервью.
Выборка — национальная репрезентативная выборка, 18 +, 1500 респондентов. Ошибка выборки — 2,5%.
Регионы — 7 федеральных округов Российской Федерации.

 
Осведомленность граждан о методе прямых продаж:
  • Среди российских граждан довольно высок уровень осведомленности о методе прямых продаж: 80% знают об этом методе.
  • Наблюдается зависимость осведомленности от возраста респондентов — чем старше респонденты, тем меньше вероятность, что они знают о данном методе продаж.
  • Среди молодежи уровень осведомленности больше у мужчин, а в более зрелом возрасте — у женщин. В целом женщины несколько больше знают об этом методе, чем мужчины: среди них доля знающих об этом методе на 8% больше.
  • Люди с незаконченным высшим и высшим образованием чаще имеют представление о методе прямых продаж (89% против 77% среди людей с более низким уровнем образования).
  • Чем выше уровень дохода респондентов, тем больше вероятность знания об исследуемом методе.
  • Городские жители чаще, чем жители села, знают о методе прямых продаж (82% против 76%). Чем крупнее город, тем осведомленнее респонденты. Исключение составляют маленькие города и поселки городского типа численностью до 20 тыс. человек — там знают о методе только чуть более половины жителей, что на 23% меньше, чем в сёлах (79%).
  • Среди жителей различных регионов России меньше всего знакомых с данным термином в Приволжском (71%) и Северо-Западном (76%) федеральных округах.
  • Максимальное количество осведомленных о методе прямых продаж зафиксировано в Сибирском федеральном округе — 89%.
Покупка товаров у дистрибьюторов:
  • Женщины чаще покупают товары у дистрибьюторов (среди покупателей их 71% против 29% мужчин). Но периодичность покупки товаров одинакова как для мужчин, так и для женщин.
  • Товары у дистрибьюторов чаще всего покупают люди со средним уровнем семейного дохода.
  • Наиболее активны в приобретении товаров у дистрибьюторов жители Южного федерального округа.
  • Большинство опрошенных в среднем тратили за одну покупку менее 1500 рублей (86%).
Достоинства и недостатки метода прямых продаж:
  • На первый план среди всех преимуществ метода прямых продаж респонденты выдвигают удобство и экономию времени: 30% упомянули о доставке в удобное место и 17% — удобный способ покупки, 29% — экономию времени. На третьем месте по частоте упоминания — более низкие цены и скидки (24%).
  • На первом месте среди отрицательных моментов метода прямых продаж — назойливость продавцов и навязывание ненужного товара (37%). В качестве недостатков были отмечены отсутствие гарантии качества товаров (22%), а также отсутствие доверия как к самим продавцам, так и к качеству продукции (17%). 20% отметили, что иногда нужного товара нет и заказ приходится ждать.
  • 18% опрошенных полагают, что у этого метода нет положительных сторон.
Отношение к прямым продажам:
  • Российские граждане в целом довольно положительно высказались как в отношении метода прямых продаж в целом, так и в отношении людей, занимающихся им, и товаров, которые они распространяют:
  • Положительно относятся к методу прямых продаж — 58%
  • Положительно относятся к дистрибьюторам — 59%
  • Положительно относятся к товарам — 53%
  • Более позитивно в отношении метода прямых продаж настроены женщины (66% против 47% у мужчин).
  • Жители города относятся к прямым продажам с б?льшим энтузиазмом, чем жители села (60% против 49%).
  • Позитивнее всего настроены жители Урала и Дальнего Востока & mdash; они чаще остальных высоко оценивают все три аспекта. Также довольно хорошо о методе и дистрибьюторах отзываются жители Южного федерального округа (которые как раз являются наиболее активными покупателями продукции).
  • Чем моложе респонденты, тем больше вероятность позитивного отношения к методу прямых продаж: 70% респондентов возраста от 18 до 29 лет высказались положительно о данном методе.
  • Если судить по возрасту, уровню образования и доходу-то выше всех оценки как методу, дистрибьюторам, так и товарам, ставят молодые, довольно образованные (со средним специальным образованием и выше) и обеспеченные (с семейным доходом свыше 35 тыс. рублей) люди.
Справка
Ассоциация прямых продаж основана в 1996 году. Она объединяет ведущие компании в области парфюмерии, косметики, бытовой химии, здорового питания, посуды, бытовой техники. Прямые продажи рассматриваются российским законодательством как один из видов разносной торговли. Члены АПП — Amway, Avon, Herbalife, Mary Kay, Nikken, Oriflame, Tupperware, Aquasource, Ciel Parfum, Faberlic, Infinum, Nu Skin, AMC. Ассоциированные члены АПП: Аккорд Пост, АОН — страховые брокеры, Denton Wilde Sapte, Мобильные ТелеСистемы (МТС).