За хлебом на биржу

  • 24.11.2009
 
 
СПРАВКА NS
Группа компаний «САХО» — сельхозпроизводитель, владеет несколькими сотнями тысяч га посевных площадей в Новосибирской Ростовской, Ульяновской, Тульской областях, Алтайском крае.
Сеть хлебозаводов САХО (выпускает продукцию под маркой «Хлебница») включает 21 хлебопекарное предприятие.
В структуру холдинга входят 9 элеваторов совокупной емкостью 630 000 тонн зерна, химический завод
«САХО-Химпром», сбытовая структура средств защиты растений.
 
Шаг навстречу

Несколько дней назад, общаясь с журналистами в кулуарах международного форума Института Адама Смита, председатель Совета директоров группы компаний «Сибирский аграрный холдинг» (САХО) Павел Скурихин рассказал о планах по привлечению финансирования. По его словам, компания рассматривает возможность выхода на IPO уже осенью 2010 года. Напомним, ранее сообщалось, что САХО планирует привлечь инвестора во второй половине 2009 года либо в начале 2010 года, продав ему 20–30% уставного капитала.

Однако, по словам Скурихина, IPO более привлекательно для компании на сегодняшний день. Говорить о размере пакета, который компания готова продать на бирже, пока рано — из-за нестабильной ситуации на рынке.

Необходимость привлечения финансирования Скурихин объяснил большой инвестиционной программой предприятия: «У нас в стадии строительства 17 хлебозаводов, которое мы должны закончить уже в конце этого и следующего года».

Примечательно, что САХО уже имеет опыт публичных заимствований — правда, в виде облигационных займов.

Так, в ноябре 2006 года холдинг разместил первый из таких займов на 900 миллионов рублей. Средства пошли на реструктуризацию кредитного портфеля холдинга и развитие хлебопекарного направления компании — в результате сегодня в холдинг входит 21 хлебозавод.

В мае 2009 года САХО разместил облигации ещё на 2 миллиарда рублей сроком на три года. Целью этой эмиссии стало создание публичной кредитной истории и финансирование оборотного капитала компаний группы САХО.

Расчет момента

«Наиболее удачным моментом для публичного размещения компаний-сельхозпроизводителей был 2008 год, — считает управляющий партнер «DSO Consulting» Сергей Дьячков. — Тогда наблюдался самый значительный за последние несколько десятилетий дисбаланс между спросом и предложением на продовольствие. Рост потребления был обусловлен растущим населением Азии, а также развитием нового направления — биоэнергетики, которая требовала не только сырья, но и дополнительных посевных площадей». В результате главным двигателем роста цен на акции агрокомпаний стало стремительное подорожание зерновых, и всех сопутствующих производственных активов, добавляет он.

«Избыток предложения на внутреннем рынке на фоне второго подряд высокого вала, а также в целом аналогичная скорее негативная конъюнктура мирового рынка, где также наблюдается профицит предложения, неблагоприятно влияют на деятельность операторов данного рынка», — подтверждает слова Дьячкова аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. Однако в ближайшие месяцы ценовая ситуация может стабилизироваться, полагает аналитик. Кроме того, не стоит забывать, что САХО является вертикально интегрированной структурой. Помимо существенных экспортных возможностей компания располагает собственными мощностями хранения, переработки и производства конечной продукции, что позволяет в значительной степени нивелировать негативные эффекты высокой сезонной волатильности цен, характерной для данного рынка, указывает Клягин.

«САХО, как интегрированный холдинг с публичной историей, будет интересен западным инвесторам, — убежден руководитель новосибирского офиса инвестиционной компании «Тройка диалог» Алексей Анищенко.

— Российские агропроизводители пользуются вниманием инвесторов, однако на бирже они представлены очень слабо — предложение ограничивается только «Разгуляем» и малоликв идной «Павой». Но, планируя размещение на 2010 год, Скурихин исходит из оптимистичной оценки перспектив российского фондового рынка, — отмечает Анищенко. Сам же аналитик полагает, что разместить акции по наилучшей цене компания сможет через 2–3 года, а сейчас логично ограничится продажей небольшого пакета стратегическому инвестору.

Клягин также считает, что САХО может рассчитывать на интерес потенциальных инвесторов:

 
«Российский рынок АПК фундаментально остается весьма привлекательным и, безусловно, располагает существенным потенциалом роста, но публичных компаний крайне немного — поэтому новый игрок при выходе IPO в целом может рассчитывать на спрос».

Напомним, что до сих пор из сибирских „аграриев“ на IPO удавалось выйти только барнаульскому зернотрейдеру «Пава» (прежнее название — «Хлеб Алтая»). Холдинг вышел на биржу весной 2005 года, разместив 10% акций на ММВБ и в РТС на $8 миллионов долларов.