Спасибо этому дому — пойдем к другому

  • 13.11.2009
Кризис «чистит» планы
 
По данным риэлторских агентств Новосибирска, за год количество агентств недвижимости в городе сократилось в три раза — сейчас их около 100.

«Кризис сказался, главным образом, на мелких игроках: агентствах, недавно работающих на рынке и не успевших наработать обширную клиентскую базу», — полагает директор агентства недвижимости «Дело Проф» Петр Мельников.

Однако кризис задел и крупные агентства — в том числе и лидеров рынка. «Нам пришлось принимать нелегкие решения, сокращая штат сотрудников и скрупулезно оценивая деятельность каждого из филиалов», — вспоминает директор по маркетингу компании «Сибакадемстрой недвижимость» Павел Смелов.

 
В то же время новосибирский рынок недвижимости, перспективный и емкий, давно интересовал крупнейшие риэлторские компании федерального масштаба. Пока в Новосибирске работают только две федеральные компании — «Хирш» и «МИАН».

Открывая первый городской офис в августе 2008 года, «МИАН» заявлял о намерении открыть не менее 5–6 офисов совокупной численностью 100–180 риэлторов, инвестировав $5 -9 миллионов. Доля «МИАН» на региональном рынке к 2010 году должна была составить не менее 10%. Однако сейчас у «МИАН» работает лишь один офис на проспекте Маркса.

«Планы компании по территориальному расширению в Новосибирской области зависят от развития ситуации на региональном рынке недвижимости», — объясняет исполнительный директор «МИАН» Инна Игнаткина. По её словам, в 2009 году компания сделала акцент не на расширении региональной сети, а на работе с корпоративными партнерами — банками, застройщиками, страховыми компаниями.

 
Риэлторы в поиске

В отличие от «МИАН», агентство «Хирш» работает по франчайзингу. Летом 2008 года открылся первый франчайзинговый офис компании в Новосибирске. Впрочем, «Хирш» не озвучивает конкретных цифр по созданию сети франчайзи в Сибири — «из-за спада в экономике, а также неясности по дальнейшему развитию ситуации», объясняет президент компании «Хирш — Россия» Феликс Альберт. Сейчас в Сибири у компании работают офисы в Новосибирске, Новокузнецке, Красноярске и Иркутске.

Чтобы форсировать развитие сети, «Хирш» намерен открыть в Сибири собственное региональное представительство. «Это упростит поиск и работу с франчайзи», — объясняет Феликс Альберт. По его словам, представительство напрямую будет заниматься расширением сети и организацией работы новых офисов.

«Как правило, новый партнер в работе сталкивается с различными мелкими проблемами — их легче решать, находясь в этом же городе или регионе, а не в столице», — говорит Альберт.

Сейчас по его словам, компания вплотную работает над открытием первого регионального представительства на Урале — в Перми.

«Это пилотный проект, на примере которого будут отработаны все основные моменты. Следующим шагом станет открытие представительства в Сибири. Возможно, первым станет Новосибирск, хотя мы рассматриваем и другие города. Все будет зависеть от состояния местного рынка, а также готовности наших местных партнеров заниматься новым проектом», — пояснил менеджер.

Как сообщила NS руководитель новосибирского франчайзи «Хирш» — агентства «Заельцовское» Елена Старостина, планы по открытию новых офисов напрямую зависят от восстановления рынка недвижимости:

«Нет смысла открывать новые офисы, если количество сделок останется на прежнем уровне».
 
Пионеры ушли

Напомним, что первую попытку зайти на новосибирский рынок предприняла федеральная компания «Миэль». В 2001 году она открыла здесь франчайзинговый офис. Однако в 2004 году «Миэль», недовольная результатами сотрудничества, разорвала договор.

В октябре 2007 года в Новосибирске открыл представительство «Дом.ру», начав поиск франчайзи. Первые офисы должны были открыться ещё в 2008 году: компания анонсировала планы войти в число лидеров местного риэлторского рынка по количеству сделок с долей не менее 4%. Однако из-за кризиса планы «Дом.ру» пока остались на бумаге.

Как правило, для «завоевания» регионов компании выбирают именно франчайзинг — в частности, так развиваются федеральные агентства «Century 21», «Хирш», «Миэль». Тем не менее, например, «МИАН» говорит о комбинированной модели, предусматривающую как развитие собственных офисов, так и привлечение франчайзи.

«Главный недостаток франчайзинга для продавца франшизы — негарантированное качество услуг», — отмечает директор агентства недвижимости «Дельта» Владимир Затримайлов.

Контролировать работу сотрудников из центрального офиса невозможно, а успех риэлторского агентства напрямую зависит от его репутации, объясняет он. Но шансы федеральных агентств расширить собственную сеть за счет франчайзинговой сети Затримайлов расценивает как «хорошие»:

«Клиенты ориентируются на известные бренды, и многие небольшие агентства или частные маклеры заинтересованы в хорошем имидже».

К тому же новосибирский рынок — слабоосегментированный, указывает риэлтор. По его данным, на пятерку лидеров (агентства «Центральное», «Жилфонд», «САСН», «Афина Паллада», «Дельта») приходится около 25% рынка в денежном выражении, около 60 — 65% — небольшие агентства, а маклеры занимают около 10% рынка.