Концепция разработана для обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся, выработке единой методологической основы инклюзивного образования, создания целостного правового поля инклюзивного образования, распространения доступных практик инклюзивного образования. Документом определены основные понятия, предпосылки развития инклюзивного образования в Новосибирской области, принципы развития инклюзивного образования в Новосибирской области, стратегические направления его развития.
Как сообщил министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Сергей Нелюбов, для успешного развития инновационной практики инклюзивного образования в Новосибирской области созданы все предпосылки. Так, в регионе сложилась система психолого-педагогической и медико-социальной помощи, которая включает в себя Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования» и 10 его филиалов в муниципальных образованиях Новосибирской области, 29 отдельных образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы, 247 дошкольных образовательных организаций с группами комбинированной и компенсирующей направленности, расположенных на территории Новосибирской области, 11 консультативных пунктов для родителей, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в семье и многое другое. В регионе совершенствуется система профессиональной подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, включенных в систему образования детей с ОВЗ и инвалидностью. Реализация государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» позволила создать в Новосибирской области необходимые условия для совместного обучения детей с ОВЗ и инвалидностью и детей, не имеющих нарушений здоровья в 53 общеобразовательных организациях, расположенных на территории Новосибирской области.
«В рамках реализации регионального проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области» 2586 детей с ОВЗ и инвалидностью обеспечены специальными образовательными условиями, профессиональную компетентность повысили более 1500 педагогов, создана единая региональная база учета детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а также сетевой методический ресурс, разработана интерактивная карта образовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным образовательным программам. Все это позволило изменить ситуацию по обеспечению законодательно закрепленных прав обучающихся с ОВЗ и инвалидностью на получение доступного качественного образования, создало реальную основу для более динамичного развития инклюзивной практики и обеспечило предпосылки для развития системы инклюзивного образования на территории Новосибирской области», – сообщил министр.
Среди стратегических направлений развития инклюзивного образования в Новосибирской области Сергей Нелюбов назвал нормативно-правовое обеспечение развития инклюзивного образования, научно-методическое и организационное сопровождение инклюзивного образования, кадровое, материально-техническое и финансово-экономическое обеспечение.
Губернатор Владимир Городецкий подчеркнул важность создания равных условий обучения для всех детей. «Необходимо создать все условия для социализации детей с особенностями здоровья, отвоевать каждую судьбу, предоставить детям максимум возможностей для самореализации. Важно в этом направлении работать совместными усилиями как педагогам и родителям, так и властям», – резюмировал Губернатор.
«Дорожная карта» по реализации концепции будет разработана региональным минобрнауки в срок до 1 мая.
Для справки.
Инклюзивное образование подразумевает создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся (воспитывающихся) в общеобразовательных организациях совместно со своими сверстниками. В данный момент в Новосибирской области почти 25 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 7400 – это дети — инвалиды. 68% детей с ОВЗ в Новосибирской области обучаются инклюзивно. Концепцией инклюзивного образования охвачено несколько ступеней образования – от дошкольного до профессионального.
Источник: http://www.nso.ru/