Была бы только стройка

  • 06.10.2009
В партнерстве с государством

Напомним, что спад в экономике серьезно сказался на строительной отрасли Новосибирской области.

В начале 2009 года здесь было заморожено строительство большей части жилых домов. Чтобы нивелировать влияние кризиса, администрация региона уже в начале года разработала меры поддержки строителей. Так, было принято решение о предоставлении гарантий областного бюджета на 1 миллиард рублей под банковское кредитование строительных компаний, проведены госзакупки построенного жилья, область приняла положение о льготной ипотеке.

Впрочем, по мнению губернатора области Виктора Толоконского, к 2010 году поддержка строительной отрасли в регионе должна быть «серьезно модернизирована». Несколько недель назад он заявил, что уже разрабатывается новый пакет мер для строительного комплекса. В частности, предполагается «развитие моделей частно-государственного партнерства при инвестировании в строительство… Власть может выступать соинвестором, не претендуя на контрольную долю, но стимулируя привлечение средств в строительную отрасль». Кроме того, планируется создание специального Фонда модернизации коммунального комплекса муниципальных образований: органы власти должны предоставлять застройщикам площадки, готовые к освоению. Третьим же направлением, по словам губернатора, должно стать совершенствование программ жилищного кредитования.

Заявление губернатора сразу вызвало в среде экспертов оживление. Прежде всего, из-за многообещающего предложения вхождения органов власти в строительные проекты в качестве соинвестора.

 
Впрочем, как объяснили NS в пресс-службе администрации Новосибирской области, под «созданием механизмов частно-государственного партнерства» Виктор Толоконский имел в виду закупки квартир у застройщиков. «Область будет гарантировать застройщику выкуп определенного количества квартир по определенной, заранее оговоренной цене», — пояснил сотрудник пресс-службы.

При этом, по его словам, Фонд модернизации коммунального комплекса муниципальных образований будет способствовать созданию необходимой инфраструктуры для строящегося объекта: «Рассматриваются такие возможности, как субсидирование кредитной ставки, госгарантии по кредитам, налоговые льготы». Учредительные документы Фонда должны быть готовы к началу декабря.

«Сделали все, что могли»
Примечательно, что сами строители пока далеки от оптимизма по поводу будущего своей отрасли, однако отмечают, что к администрации области претензий у них нет.

«Поддерживая строителей, власти использовали административный ресурс по максимуму», — убежден президент Ассоциации строителей Новосибирской области Константин Боков. «Эффективность этих мер была недостаточной, но по не зависящим от органов власти причинам», — добавляет он. Так, по словам Бокова, не удалось до конца реализовать «замечательную идею» госгарантий. «Из 165 застройщиков за помощью обратились 40, решение о предоставлении гарантий было принято в отношении 15–16 компаний, но реально получить кредиты в результате удалось лишь по 5 объектам, ещё три в стадии рассмотрения», — рассказывает Боков, объясняя, что компании не проходили по нормам оценки рисков, принятых в банках. Создание же Фонда модернизации коммунального комплекса муниципальных образований могло бы помочь стройкомплексу, если власти проработают вопросы финансирования, замечает он.

«Власти сделали все, что могли», — соглашается с Боковым директор строительной компании «Союз-10» Александр Михайлов. Но сейчас, по его мнению, наибольшую поддержку необходимо обеспечить застройщикам в сегменте жилья эконом-класса: именно дешевые квартиры могут решить проблему наименее защищенных слоев населения. К тому же, только застройщики дешевого жилья могут продавать квартиры, исходя из стоимости в 30 тысяч рублей за квадратный метр (по таким ценам уже проводились закупки жилья в Новосибирске и области — прим. NS). «Расширение программ ы госзакупок жилья может стать существенным фактором поддержки для ряда компаний», — считает Михайлов.

«Меры по стимулированию ипотеки, предпринятые администрацией Новосибирской области, оказали необходимый эффект», — также полагает генеральный директор Новосибирского областного агентства ипотечного кредитования (НОАИК) Алексей Струков. Количество желающих приобрести жилье по льготной программе ипотеки выросло в разы, говорит он, будучи уверенным, что стимулирование конечного спроса за счет ипотеки является реальной и эффективной мерой для подержания строительного комплекса.

Цена против архитектуры
Впрочем, некоторые застройщики сомневаются в том, что широкое государственное участие в строительстве может стать панацеей и в полной мере отвечает интересам Новосибирска.

«Государство будет стремиться закупать большее количество квартир по наименьшим ценам, а заявленным условиям будут удовлетворять только самые дешевые, панельные дома», — отмечает некоторое противоречие гендиректор компании «Северная Группа» Владимир Литвинов. — Однако в городе должны строиться здания, интересные с точки зрения архитектуры. Поэтому государство может становиться игроком на рынке жилищного строительства только в узкой нише социального жилья, то есть жилищного фонда в собственности города или области».

Любопытно, что в период кризиса отдельные строители даже упрекают органы власти в том, что те…недостаточно сильно давили на самих застройщиков с требованием строить больше дешевого жилья. «В прежние годы власти не озаботились созданием фонда социального жилья — а могли бы, — сетует владелец одной из крупнейших строительных компаний Новосибирска. — В результате основную долю прибыли на рынке жилья получали так называемые инвесторы, то есть перекупщики жилья. А власти могли бы сами стать игроком на рынке, выступая заказчиком социального жилья. „Прогнуть“ застройщиков, обязав их продавать часть жилья по минимальной цене для создания соцфонда, было возможно, и привлечь финансирование было можно».

Новосибирское ноу-хау
 
Примечательно, что по сравнению с соседними городами Сибири меры по поддержке строительства в Новосибирской области выглядят чуть более оригинальными.

В других городах уповают, в основном, на традиционные меры — размещение муниципального и государственного заказа, выкуп квартир, переселение граждан из ветхого фонда. Например, в Томской области государственный заказ — приобретение 256 квартир для расселения 756 жителей 26 аварийных домов. Из средств Фонда реформирования ЖКХ на это выделено 262 миллиона рублей, из областных — 62,5 миллиона. Строится жилье для работников резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа, ветеранов Великой Отечественной войны и других категорий.

Правительство Красноярского края до конца текущего года и в 2010 году выделит на поддержку строительного комплекса региона 12,7 миллиарда рублей — средства пойдут на возведение жилья эконом-класса по цене 30 тысяч рублей за квадратный метр. В Омске в рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда у застройщиков приобретено 717 квартир. В первую очередь при котировочном отборе рассматриваются дома, где вложены значительные средства дольщиков. Также утверждена региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов с общим объёмом финансирования около 2 миллиардов рублей. Участие в ремонте жилья также поможет строительным организациям получить оборотные средства для завершения строительства жилых домов.

А вот решение о предоставлении гарантий областного бюджета под банковское кредитование строительных компаний — своеобразное ноу-хау Новосибирской области. «Подобные меры применяются только в Новосибирске» — подтверждает директор «RID Analytics» Елена Ермолаева.

 
Напомним, что госгарантии покрывают до 90% от суммы кредита на срок до во сьми месяцев. Администрация области предоставляет их в первую очередь застройщикам объектов с максимальной степенью готовности и наибольшим количеством дольщиков.