Сокращение рекламных доходов дает импульс для инновационного развития традиционных СМИ

  • 12.09.2009

По данным «Видео Интернешнл», средний россиянин тратит на чтение, слушание и просмотр СМИ около шести часов в день, и эта цифра практически не меняется. Поэтому у СМИ возникает конкуренция, причем конкуренция по трем направлениям: во-первых, добиться того, чтобы вас читали дольше, во-вторых, чтобы вас читали глубже, и в-третьих – чтобы ваш потребитель стал регулярным, то есть постоянно обращался к вашему источнику информации. При этом сейчас наиболее жесткая конкуренция идет между традиционными СМИ и так называемыми нью-медиа, в первую очередь интернет-СМИ, потому что это наиболее быстро развивающийся сегмент. 15 лет назад существовало только 200 интернет-сайтов, а сегодня их уже более 100 миллионов.
 
Статистика по печатным СМИ в целом пока остается позитивной, но в развитых странах они постепенно начинают терять популярность. Тиражи платных газет в развитых странах, в первую очередь странах Европы, сегодня падают. По итогам 2008 года падение тиражей в этих странах составило от 1 до 7%. Правда, охват аудитории печатными СМИ сегодня составляет 34%, а Интернет – 24%, но этот разрыв быстро сокращается, и я уверен, что в ближайшее время охват Интернета превысит охват аудитории газетами.
 
Издательская модель в России большей частью построена на рекламе, то есть реклама составляет большую часть доходов печатных СМИ. Но медийная отрасль меняется такими темпами, что на глазах одного поколения происходит коренная перестройка всей ситуации. Помимо кризисной ситуации, газетная отрасль подвержена цифровой революции. Это уже сегодня, в частности, по итогам 2008 года привело к колоссальному – до 80% по некоторым изданиям – сокращению доходов от рекламы. И непредвзятая оценка ситуации показывает, что даже при восстановлении экономики, к 2011-му, 2012 году и далее, эти доходы уже никогда не вернутся на докризисный уровень. Это дает огромный импульс для инновационного развития традиционных СМИ.