В феврале мы вошли в полосу плавной девальвации рубля, и строительство стало тем более никому не нужным. Госгарантии для получения кредитов не являются панацеей для отрасли, как и сами кредиты. В условиях, когда выручка резко упала, у многих баланс стал отрицательным. Кредитные средства эффективно использовались, когда рост цен на жилье опережал рост инфляции и ставку по кредиту в сумме. В нынешних же условиях, чтобы эффективно использовать существующие процентные ставки, стоимость жилья должна расти на 30% в год.
Себестоимость строительства у нас снижается не настолько значительно, чтобы можно было использовать такие ставки. Обращения правительства по поводу двукратного снижения цен адресованы, в основном, московским строителям. У нас никогда цена на жилье не была в 2 раза выше себестоимости. Сейчас что-то в цене, как ни странно, увеличилось, а что-то уменьшилось. В целом себестоимость квадратного метра снизилась, например, в наших объектах с 36 до 32-33 тысяч рублей за метр. Использование кредитных средств увеличивают себестоимость.
Если говорить о предложении, которое сегодня есть на рынке, то средний ценовой сегмент почти отсутствует, в основном, представлены квартиры ценой до 1 миллиона и более 3 миллионов рублей.
За последний месяц подорожали мелкие однокомнатные квартиры. Скорее всего, это связано с тем, что на рынке закончились «подарочные» варианты. Многие компании рассматривали эту ситуацию как временную меру для «сброса» жилья по себестоимости и ниже. Но бесконечно все ресурсы сбрасывать нельзя. Те, кто намерен жить дальше, не могут работать в убыток.
Мы надеемся, что люди понимают, что рынок недвижимости достиг оптимального для покупателей состояния: сегодня нужно приобретать квартиры не с точки зрения инвестиций в недвижимость, а с точки зрения улучшения жилищных условий.