СО РАН будет поставлять РЖД наукоемкие технологии

  • 25.08.2010

Руководство СО РАН подписало соглашение о сотрудничестве со Всероссийским Научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (Москва).

Взаимодействие двух структур будет направлено на внедрения наукоемких технологий, разработанных в СО РАН, на объектах ОАО «Российские железные дороги». Помимо этого, планируется создать совместную программу научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Также СО РАН обязуется в процессе внедрения инновационных продуктов проводить семинары и тренинги по обучению сотрудников РЖД.

Согласно подписанному документу, ВНИИЖТ должен выявить наиболее значимые и востребованные для железнодорожников технологии, а также сформировать рекомендации для будущих разработок. В задачи СО РАН входит мониторинг результатов исследований, координация работ по проведению НИОКР и внедрению наукоемкой продукции.

Тематика совместных работ достаточно обширна: разработка новых марок сталей и сплавов, а также материалов для производства высококачественных контактных проводов; решение проблем трения и износа и фундаментальные исследования физических процессов в поверхностях трущихся деталей; контроль и диагностика различных элементов железной дороги; вопросы оптимизации расхода электроэнергии; создание расчетно-вычислительных комплексов по моделированию работы различных систем.

Ученые СО РАН уже предложили делегации ВНИИЖТа некоторые свои разработки. Так, Институт гидродинамики СО РАН представил сварку взрывом, при помощи которой можно скреплять различные металлические детали, в том числе и контактный провод; гидромолот, с помощью которого когда-то проводились работы по смене облицовки моста через Амур, при этом мост не выводился из эксплуатации.

В числе разработок, заинтересовавших гостей из Москвы, оптоволоконные диагностические датчики Института автоматики и электрометрии СО РАН. Проблема отслеживания недочетов в функционировании оборудования стоит очень остро — сейчас чтобы выявить их, приходится проводить полную диагностику.


Конструкторско-технологический институт научного приборостроения СО РАН предложил систему контроля износа контактного провода, которая предназначена для своевременного предупреждения о необходимости замены вышедших из строя его участков и может проводить необходимые замеры данных на скорости около 60 км/ч.