ГК NEXTEP: Как обслуживают клиентов в банках Сибири?

  • 27.01.2010

В каждом городе исследователи посещали 7 банков:

  • УралСиб
  • ТрансКредитБанк
  • Сбербанк
  • Райффайзенбанк
  • ВТБ 24
  • АЛЬФА-БАНК
  • АК БАРС Банк
В каждом городе было проверено равное количество отделений банка, входящих в одну сеть. При оценке качества обслуживания применялся метод Mystery Shopping. Таинственные покупатели – это прошедшие тестирование и обучение жители региона в возрасте от 25 до 55 лет. По итогам своих визитов в банки они заполняли анкеты, состоящие из 75-ти вопросов. Мониторинг проводился на основе унифицированных стандартов, применяемых в банковском сегменте.
 
Оценка качества проводилась по следующим параметрам:
  • Оценка физического состояния отделения
  • Оценка взаимодействия консультирующих сотрудников с Клиентом
  • Оценка дисциплины сотрудников
  • Снятие информации о субъективных ощущениях Таинственных клиентов (ТК) в результате посещения отделения.
Цель визита Таинственного Клиента (ТК) – получить консультацию по депозиту.
 
Исследование в сибирском регионе продолжает серию подобных исследований, которые Группа компаний NEXTEP проводит в регионах России. Этой осенью оценке уже были подвергнуты банки Москвы и Урала. Как оказалось, объективная оценка сибирских банков меньше показателей подобных исследований на Урале и в Москве, но незначительно — примерно на 1%. По субъективным параметрам банки Москвы получили схожую оценку (69%), а банки Урала оценены на 4% выше (73,3%).
 
Параметр
Оценка по Сибири
Оценка по Москве
Оценка по Уралу
ОБЪЕКТИВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
74,40%
75,10%
74,90%
I. Поиск здания Отделения Банка
78,80%
80,30%
77,80%
II. Состояние Отделения Банка
92,40%
93,50%
92,90%
III. Встреча клиента
62,30%
57,70%
60,30%
IV. Выявление потребностей
76,40%
76,10%
74,50%
V. Формирование предложения
57,30%
58,70%
61,30%
VII. Завершение взаимодействия
70,10%
72,10%
70,90%
VIII. Внешний вид и дисциплина сотрудников
83,20%
87,30%
86,40%
СУБЪЕКТИВНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ КЛИЕНТОВ
69,10%
69%
73,30%
IX. Оценка консультанта
77,50%
76,20%
77,70%
X. Оценка консультации
69,80%
72,80%
77%
XI. Общее впечатление
60,10%
58%
65,30%
 
В целом, банки Сибири по объективным параметрам получили оценку 74,4 % из 100% возможных. Субъективные впечатления таинственные покупатели оценили на 69,1%. Самый высокий уровень обслуживания в регионе отмечен в банках Красноярска, затем идет Омск, на третьем месте — Новосибирск. Среди банков по всем трем городам лучшие показатели обслуживания в Райффайзенбанке, ВТБ 24 и Альфа-банке — от 80% и выше.
 
Рейтинг городов Сибири
 
Объективные параметры
Субъективное впечатление
Красноярск
76,20%
75,70%
Омск
74,50%
69,50%
Новосибирск
72,30%
62,20%
 
Рейтинг банков Сибири
 
Объективные параметры
Субъективное впечатление
Райффайзенбанк
85,10%
81,30%
ВТБ 24
84%
87,20%
АЛЬФА-БАНК
80,70%
71%
УралСиб
72,10%
54,50%
АК БАРС Банк
69,20%
57,90%
ТрансКредитБанк
68%
57,50%
Сбербанк
67,20%
67,30%
 
По мнению таинственных покупателей, наиболее успешным по соотношению времени, затраченного на консультацию, и ее эффективности стал Банк ВТБ 24.
 
Рейтинг банков — лидеров по городам по объективным параметрам
Красноярск
Райффайзенбанк
87,90%
ВТБ 24
87,10%
АК БАРС Банк
83,90%
Омск
АЛЬФА-БАНК
89,70%
ВТБ 24
82,90%
ТрансКредитБанк
76,10%
Новосибирск
Райффайзенбанк
95,10%
ВТБ 24
81,90%
АЛЬФА-БАНК
78%
 
Время ожидания начала консультации с момента появления ТК в банке
Основная причина ожидания: консультирующий сотрудник был занят, зачастую из-за этого образовывались очереди.
 
От 0 до 5 минут
73,90%
От 5 до 10 минут
13%
От 10 до 30 минут
11,60%
Более 30 минут
1,40%
 
Очередь
В тех случаях, когда очередь была — среднее количество людей в ней, не считая ТК, составило 4 человека.
 
Очереди не было
68,10%
Очередь из 1-2 человек
20,30%
Очередь из 3-5 человек
5,80%
Очередь из 6 человек и более
5,80%
 
Формирование предложения
Общая оценка по параметру «Формирование предложения»
57,30%
Использование наглядных материалов
95,70%
Информирование о сроке депозита
84,10%
Соответствие предложения потребности клиента
78,30%
Проявление гордости за продукт
66,70%
Информирование о порядке начисления процентов
63,80%
Информирование о сроках снятия процентов
60,90%
Инициативность сотрудниа
55,10%
Информирование о месте снятия денег
39,10%
Предложение дополнительных продуктов
33,30%
Презентация преимуществ продуктов банка
27,50%
Информирование о документах для сделки
26,10%
 
Рейтинг банков по улыбкам сотрудников
ВТБ 24
100%
УралСиб

88,90%
Райффайзенбанк
83,30%
АЛЬФА-БАНК
77,80%
АК БАРС Банк
66,70%
ТрансКредитБанк
66,70%
Сбербанк
57,10%
 
Рейтинг городов по улыбкам сотрудников
Омск
87%
Красноярск
69,60%
Новосибирск
69,60%
 
Рейтинг банков по доступности туалетной комнаты
ВТБ 24
91,70%
АК БАРС Банк
83,30%
УралСиб
66,70%
Райффайзенбанк
50%
ТрансКредитБанк
33,30%
Сбербанк
23,80%
АЛЬФА-БАНК
11,10%
 
  • Очевидно, что большее внимание банки уделяют состоянию помещений и внешнему виду сотрудников. Эти факторы получили максимальные оценки.
  • Слабым местом с точки зрения качества обслуживания является уровень коммуникации с клиентами в работе сотрудников отделений. В частности, «Встреча клиента» и «Формирование предложения».
  • Именно высокий уровень качества взаимодействия с клиентом в процессе консультации позволяет лидерам занять верхние позиции в рейтинге.
  • Наиболее успешным по соотношению времени, затраченного на консультацию, и ее эффективности стал ВТБ 24 (самая короткая консультация и самая высокая оценка качества консультации).
  • Банк, сотрудники которого гордятся своей работой — Райффайзенбанк (в 100% случаев сотрудники проявили гордость за банк и его продукты).
  • Банк с большим положительным потенциалом по наращиванию клиентской удовлетворенности – Сбербанк (самое большое количество клиентов в отделении, самая короткая консультация с относительно высокой оценкой клиентов).
 Справка:
Группа компаний NEXTEP работает на рынке бизнес консультирования более 9 лет. С 2005 года специализируется в области управления сервисом, активно развивает Mystery Shopping. Инициатор таких проектов как первый российский интернет-портал mShoppingnews.com, конференция «Управление сервисом», исследования качества сервиса в рознице и ряда других проектов.