Оборудование без технологий
– С каждым годом нам все труднее конкурировать с производителями авиационной техники на внешних рынках, ведь в России импортные технологии конструирования авиации пока не представлены, – рассказывает директор НАПО имени Чкалова Андрей Калиновский. – Мы готовы были закупать на сотни миллионов долларов импортное оборудование. Однако производители продают его без передачи технологий. Производить военные самолеты, не владея технологией, совершенно невозможно – малейшая проблема, и мы остаемся с ней один на один. При решении таких принципиальных вопросов лучше потерять некоторое время, но наша промышленность должна в полной мере владеть этими технологиями.
Программа совместных работ Сибирского отделения и ОАО НАПО имени Чкалова полностью финансируется из бюджета завода. Основные задачи – разработка прогрессивных методов обработки материалов и нанесение защитных покрытий. Среди заказанных заводом технологий – лазерная сварка тонких (толщиной 2 миллиметра) титановых панелей без припусков, кольцевых соединений и узлов, нанесение антикоррозионных покрытий на сталь методом холодного напыления, закалка алюминиевых деталей, магнетронное нанесение покрытий на стекла фонаря и ряд других промышленных задач.
Ученые на службе производства
Результатом по всем заданным направлениям должно стать создание готовых образов изделий и промышленных установок, а также передача заводу сертифицированных технологий. Ни одно из российских авиационных предприятий перечисленными технологиями сегодня не владеет. В частности, в производстве авиационной техники в России используют метод соединения конструкционных деталей при помощи их склепывания. Один самолет в среднем содержит около 50 миллионов заклепок. Точно так же 100-150 лет назад поезда и парохода производили с клепаными корпусами. Сегодня же все корабельные корпуса и вагоны стали сварными. Сварные корпуса самолетов за рубежом действительно производят как для военной авиации, так и для пассажирских моделей. Однако отечественная лазерная сварка до сих пор не выдерживала испытаний на вибрацию. В Институте же теоретической и прикладной механики разработан метод лазерной сварки с применением нанопорошков карбида титана, которые дают сварочному шву такую же прочность, как в основной части детали.
Для разработки режимов формообразования тонкостенных деталей из титана и алюминия сотрудники СО РАН и НАПО уже в этом году посетят французскую компанию «АСВ», чтобы ознакомиться с возможностями импортной установки. Ранее компания не допускала представителей новосибирского завода на свое производство, однако согласилась принять делегацию с участием сибирских ученых. Если представители СО РАН придут к выводу, что импортные установки находятся вне конкуренции, завод приобретет оборудование АСВ, а его техническое сопровождение возьмут на себя институты Сибирского отделения. В случае же обнаружения каких-либо недостатков в иностранной технологии или сложностей при ее эксплуатации институты будут разрабатывать технологию самостоятельно.