Справка NS
ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» («Новосибирскнефтепродукт») — занимается оптовой и розничной реализацией топлива. Крупнейшая автозаправочная сеть Новосибирской области. Имеет 100 АЗС и 9 нефтебаз на территории региона, 29 АЗС расположены в Новосибирске.
Основные акционеры: ООО «Сибнефтьэнерго» (дочерняя компания «Газпромнефти») — 51,54%, «Дойче банк» (номинальный держатель) — 45,29%.
Финансовые показатели: январь—сентябрь 2008 года, выручка — 10,79 миллиардов рублей, чистая прибыль — 423,73 миллионов рублей.
Скованные одним ВИНКом
Необходимость ребрендинга руководство «Новосибирскнефтепродукта» объясняет тем, что под управлением «Газпромнефти» в России уже собралось несколько разноформатных сетей АЗС.
Помимо «Новосибирскнефтепродукта», это заправки «Сибнефти», «Славнефти», НК «Альянс», которых насчитывается около тысячи. Все они до 2011 года буду приведены к единому образцу.
«Изменения коснутся не только имиджа, будет модернизировано оборудование, и введен единый формат обслуживания», — рассказывает Александр Крылов, начальник департамента региональных продаж «Газпромнефти».
Проявлять излишнюю фантазию сотрудники ВИНКа не стали: Для АЗС выбрано название «Газпромнефть», а новым логотипом станут синие языки пламени, стилизованные под огонек «зажигалки» Газпрома.
Что же касается «Новосибирскнефтепродукта», на модернизацию 100 заправок компании будет потрачено около 700 миллионов рублей — около 7 миллионов рублей на одну АЗС.
«Сейчас в новом формате работает только один заправочный комплекс по улице Жуковского. Но за три года обновятся все станции, а 10 из них ждет ребрендинг ещё до конца 2009 года», — говорит Крылов. Примечательно, что он уверен — помимо эстетического эффекта новый имидж даст увеличение продаж на 15–20%.

Проценты под сомнением
Однако оптимизм ННП по поводу смены имиджа не слишком разделяют участники рынка. Главным поводом для сомнений стали амбициозные планы компании по росту продаж топлива на 15–20%.
«У них явно завышенные ожидания от эффекта ребрендинга. Думаю, вряд ли продажи вырастут более чем на 5–7%», — уверен президент ГК «Трансервис» Александр Бойко.
«Обозначенной суммы может и хватит на ребрендинг, но для кардинальных изменений „Новосибирскнефтепродукту“ нужна полная реконструкция, а это стоит гораздо больших денег.
Несложно посчитать, что только одна колонка сейчас стоит 600–800 тысяч рублей, а к колонкам нужны ещё и подземные резервуары, которые стоят по 500 тысяч рублей», — называет он порядок цифр.
По мнению генерального директора сети «Беркут» Михаила Сенчука, продажи могут возрасти не более чем на 10%, а дальнейший рост будет нивелирован физическим отсутствием покупательской способности.
«Такие объемы они не смогут пропускать физически. Объем может расти только на раскрученных станциях, а на них уже сейчас бывает очередь по 3–4 машины. Потребитель не будет стоять долго, даже если на заправке очень красиво — он просто уедет», — уверен Сенчук.
Скептицизм по поводу эффекта ребрендинга демонстрирует и представитель сети АЗС «Синтез» Сергей Лиманский. «Они смогут поставить пусть даже самое современное оборудование, но потребителя не обманешь. Люди видят, что под новой вывеской заправка осталась та же, на том же месте, с теми же людьми», — замечает он.
— Увеличить продажи можно разве только за счет подключения к региональной сети безналичного расчета. Когда безналичный расчет «Газпромнефть-Омск» или «Газпромнефть-Кем
ерово»будут приниматься на «экс-Новосибирскнефтепродукте», то продажи, несомненно, вырастут.
Но это относится только к транзитным направлениям, то есть к АЗС расположенным по области. Все равно 15% роста достичь будет сложно».
К слову, именно областные АЗС «Новосибирскнефтепродукта» объективно могут дать существенный прирост продаж, ведь в Новосибирске расположены только 29 из 100 станций компании.

Ставка на киоск
Еще одна особенность нового формата — встроенные в структуру комплекса магазины, которые будут продавать «сопутствующие товары».
Лиманский уверен, что такие магазины действительно могут давать существенную долю прибыли, но только «если горожане привыкнут к ним». «На многих европейских АЗС 70–80% оборота дают магазины, а не топливо. У нас к этому тоже можно будет прийти, но в будущем», — прогнозирует он.
Хотя с тем, что европейская традиция приживется в Новосибирске, не согласен Бойко из «Трансервиса»: «Вы пробовали купить что-нибудь в Европе ночью? Большинство магазинов, например, в Германии работают до 18–19 вечера и часто закрыты по выходным. Единственные места, где может поесть проезжающий турист — это в кафе и магазинах на заправках, из которых также далеко не все работают круглосуточно».
«Кому нужны магазины с довольно скудным ассортиментом, если у нас даже гипермаркеты круглосуточные есть?» — удивляется Бойко.
А Сенчук уверен, что магазины могут даже навредить продаже топлива, так как создают видимость очереди. «Вы оставляете машину у входа и заходите в магазин. Но кто-то, проезжая мимо, видит, что на АЗС стоит 2–3 машины и принимает это за очередь».
Умножение АЗС
Помимо качественных изменений «Новосибирскнефтепродукт» планирует и количественные. Александр Крылов рассказывает, что в планах компании — в ближайшие 3 года увеличить количество АЗС в Новосибирской области на 20%.
«Будут покупаться существующие АЗС или строиться новые, в зависимости от того, что более целесообразно в конкретной ситуации», — говорит он. Переговоры о покупке, по его словам, «перманентно ведутся» с несколькими сетями АЗС, но пока конкретных договоренностей нет.
«Построить АЗС с нуля в хорошем месте и в формате „Новосибирскнефтепродукта“ (1500 квадратных метров) стоит около 20 миллионов рублей за землю и минимум 25 миллионов рублей на строительство. Готовые же АЗС продаются сейчас по 50 миллионов рублей и выше»
— оценивает необходимые для этого инвестиции Сенчук. Исходя из этих оценок, на реализацию всей программы модернизации потребуется около миллиарда рублей. И если учесть, что в январе—сентябре 2008 года (ещё до начала кризиса), «Новосибирскнефтепродукт» получил всего 10,79 миллиардов рублей выручки и 423,73 миллионов рублей чистой прибыли, то без инвестиций из материнской компании заявленная модернизация вряд ли станет возможной.