Валерий Кламм: «Фотограф – это семь профессий в одной»

  • 16.10.2009
Справка NEWSIB
Валерий Кламм — фотограф-фрилансер, фотопродюсер, преподаватель фотографии. Родился 2 октября 1961 в Новосибирске. По образованию — архитектор. С 1999 по 2002 годы координировал программу «Культура» в новосибирском отделении института «Открытое Общество» (Фонд Сороса) — грантовые конкурсы и operational projects, «территория ответственности» (19 западно-сибирских субъектов РФ и Якутия). В 2000-м руководил проектом «Восток Магнума» (выставки и мастер-классы агентства «Magnum Photos» в Сибири). В 2002–2005 годах — руководитель международных фотоэкспедиций «Люди на границах», «М52» и «Среднегорье» (Саяно-Алтай), «Навстречу Нансену» (Енисей и притоки — от Красноярска до Карского моря), «Иртыш Черный и Белый» (Восточный Казахстан). С 2006 — член фотоагентства OnAsia (Бангкок), Лондонской фотографической ассоциации (LPA); сотрудничает с агентствами Panos Pictures (London), PhotoXpress и Focuspictures.ru (Москва). Фото и тексты автора публиковались в журналах «Русский Репортер», «Business Week», «ГЕО» (Россия), «Археология, этнография и антропология Евразии» (СО РАН), «Fото&Video», «Сибирский успех-ФОТО», «Неизвестная Сибирь», газете «Аргументы и факты», альманахах «Гуманитарная география» и «Девушка с веслом», на портале Photographer.ru.

Фотовыставка «МЫ» — оффлайн-премьера сетевого проекта «Фотополигон».

Выставка «Мы» — первый итог двухлетней работы сайта Photoplygon.com, веб-площадки для актуального фоторепортажа, документальной фотографии и «гражданской фотожурналистики». В одну экспозицию собраны самые яркие работы, одиночные кадры и фотоистории, снятые на пространствах бывшего СССР.

В выставке принимают участие 53 автора из 15 городов. Контент выставки составляют 189 кадров в формате до 90*60 см, снятые в 49 населенных пунктах и районах стран СНГ.

Впервые представленная участникам форума «Интерра» в фойе театра оперы и балета, выставка теперь открыта для всех желающих в Новосибирском государственном краеведческом музее (срок показа — до 1 ноября).

— Расскажите, пожалуйста, о выставке и о том, какова Ваша роль в этом проекте?

— Проект «Фотополигон» — это Интернет-площадка для репортажной фотографии, сложившаяся спонтанно и успешно развивающаяся. В 2004 году Артем Чернов, имеющий опыт работы фотокорреспондентом и кинооператором, создал сообщество в «Живом журнале», которое называлось «Фотополигон».

Смысл этой своей затеи Артем Чернов обозначил примерно так: сделать нечто, что позволяло бы добру не пропасть; много хороших репортажных материалов, документальной фотографии и фотожурналистики не находит своей дороги к зрителю по простой причине дефицита площадей в печатных СМИ.

Это говорит не о низком качестве этих работ, а лишь об объективных реалиях. Чернов справедливо предположил, что Интернет — это более «резиновый» формат, который может вместить все, и создал сообщество в Живом Журнале. Он помещал туда лучшее, на его субъективный взгляд, из российской фотожурналистики, что-то из новостных лент, с агентских лент. Это не было авторским проектом самопродвижения, , это проект общественного деятеля, стремящегося сделать что-то для российской фотографии.

Я познакомился с Артемом сначала заочно — раньше на «Фотополигон» я поглядывал со стороны, а в 2008 году начал «постить» там какие-то свои работы — на возникшем к тому моменту сайте, который сложился как продолжение и дополнение первоначального замысла. Стал виртуально общаться с модератором проекта, потом пригласил его в Новосибирск — и Чернов провел здесь учебный семинар «Люди в кадре».

В мае 2009 года возникла идея показать лучшее, что наработано этим проектом в Новосибирске. Первоначально это рассматривалось как уличная выставка в  рамках Дня города, с учетом успеха такого «опен-эйра» — прошлогодней выставки Артюса Бертрана на площади Ленина. Тогда по разным причинам эта идея не была принята, но стала актуальной уже в рамках Форума «Интерра» — благодаря Агентству регионального маркетинга, которое оказалось идеальным партнером в реализации задуманного.

Фото Андрея Шапрана


— Эта и другие фотовыставки — это в большей степени социальный проект, или Вы рассчитываете получить от нее какой-то коммерческий эффект?

— Если говорить конкретно об этом проекте, то сейчас сложно оценивать его коммерческий потенциал. Но в целом выставочный бизнес может быть интересным и с коммерческой точки зрения: если есть потенциал зрительского интереса, если есть площадки, умеющие продавать такой продукт — музеи, галереи, выставочные пространства — это может, во всяком случае, позволить окупить вложенные средства. Возможно, коммерческая эффективность такой деятельности — на грани окупаемости: больших денег на этом не заработаешь, во всяком случае — на первых этапах. Это венчур для терпеливых инвесторов… Конечно, это может быть и по-другому, если ставить себе такую задачу — например, продавать дорогие билеты на эти выставки. Но тогда мы потеряем часть аудитории, и это будет жаль.

В Новосибирске коммерческий потенциал есть — и у документальной фотографии, и у фотографии вообще — ведь она многолика. То, что интересно людям, и является продуктом не кураторского снобизма, а кураторского «попадания в цель» — имеет перспективу стать востребованным, а, значит, коммерчески успешным.


— Каковы основные направления монетизации деятельности фотографа?

— Есть два полюса. С одной стороны — может быть, это немного пафосно, но тем не менее — это фотожурналистика и документальная фотография. Это своего рода интеллектуальный high-end, и притом денег здесь гораздо меньше. Есть другой полюс — это коммерческий high-end: fashion-съемка и свадебная фотография. Это наиболее востребовано и кормит огромное количество фотографов, в том числе и подрабатывающих этим время от времени фотожурналистов.

Отдельно — коммерческое фото-образование. Порой учить фотографии выгоднее, чем фотографировать.

Пожалуй, более значимая по объемам заказов — это все-таки частная клиентура, особенно в условиях рынка, шатающегося от кризиса. Компании сокращают свои издержки, меньше тратят деньги на кучерявые вечеринки, и, соответственно, на их фотографическое сопровождение. Хотя, возможно, это и не очень мудро, потому что PR нужен во все времена, и в трудные — в том числе.

— Если говорить более предметно, насколько сильно повлияла ситуация в экономике на Ваш сегмент?

— Здесь уже нужны более тонкие градации. В репортажной съемке есть рынок СМИ и рынок корпоративных событий и проектов. Рынок СМИ схлопнулся сильнее. Как говорит Артем Чернов, многие хорошие фотожурналисты с карьерным потенциалом сегодня задумываются о радикальной смене профессии и уходе из фотографии. Потому что то, что они умеют в тех формах, к которым они привыкли — перестает существовать.

Кризис ударил в первую очередь по рынку СМИ и фотографии, связанной со СМИ. Объективно есть одно издание на всю Россию, которое держится в этой нише — это журнал «Русский репортер».

Ну, может быть, сейчас ещё журнал «Огонек» переживает второе дыхание — вот, собственно, и все: а фотографов много. Но это и хорошо, и плохо. Может быть, люди перестанут быть фотографами в традиционном понимании этой профессии, но от фотографии не вылечиваются: это заболевание пожизненное, и, даже уйдя в какие-то сферы, люди будут продолжать это делать и реализовывать себя в фотографии, например, через такие проекты как «Фотополигон». А зарабатывать будут на чем-то другом.


— Может быть, параллельно с исч езновением традиционных направлений, в которых были востребованы фотографы, появляются какие-то новые варианты?

— Если заканчивается бумага, развиваются сети и провода. На эту тему есть один интересный анекдот: может быть, он и старый, но я его недавно услышал впервые и мне понравилось. Два коммивояжера посланы своими компаниями в Африку продавать обувь. Спустя какое-то время один коммивояжер звонит в свою компанию и говорит: «это катастрофа, здесь ничего не получится — здесь вообще никто не носит обуви». Второй коммивояжер звонит в свою компанию и говорит: «у нас потрясающие перспективы, рынок колоссальный — здесь никто не носит обувь». В этом смысле — да, обувь в одном магазине закончилась, а в другом только начинает продаваться.


— Деятельность фотографа локализована в географическом смысле?

— Люди, которые пробиваются в «топы» в своем месте жительства, выходят за его географические пределы. Если говорить о репортажной съемке, все фотографы, которые чего-то в этом достигли, печатаются в федеральных СМИ, участвуют в региональных, общероссийских конкурсах. То есть люди, которые проросли здесь, становятся заметными и там. Насколько я знаю, похожая ситуация и в свадебной фотографии.

 
Границы сегодня уже условны — все зависит от способностей фотографа к самопродвижению, самомаркетингу. Фотограф — это в основном фрилансерская работа, и ты должен быть не два в одном, а, скажем, семь в одном — и фотограф, и маркетолог, и сам себе агент, и ещё много чего.

А степень известности фотографа и уровень его оплаты связаны напрямую — капитализация бренда, настоящая классика.

Фото Ивана Куринного

— Каким образом фотограф может повысить свою известность?

— Конечно, главный способ — это делать хорошие фотографии. Но если говорить об упомянутом самомаркетинге, то нужно, во-первых, обживать все доступные интернет-каналы — от всевозможных социальных сетей до ресурсов, подобных «Фотополигону». Также нужно участвовать в конкурсах, причем планку для себя нужно ставить максимально высоко: не гордиться победой в конкурсе микрорайона, а ставить себе скромную задачу быть замеченным на конкурсе «World Press Photo», который ежегодно проводится в Амстердаме.


— Какова ситуация с соблюдением авторского права?

— Конечно, крадут. Крадут и обманывают — распространен вариант «пообещали и не заплатили». Это часто бывает, особенно если в спектре профессий, о которых мы говорили, не оказалось профессии юриста, или просто фотограф беззаботно к этому относится.

В нашей стране вообще пренебрежительно относятся к авторскому праву.

Но в том числе и в Новосибирске уже происходят такие вещи, которые как фотографа меня радуют: например, Евгений Иванов при помощи юристов отсудил некоторую сумму у издательства Пьера Броше за незаконное использование снимков.

Но мне бы не хотелось, чтобы эта возня вокруг копирайтов приобрела масштаб американского сумасшествия — это уже другая история. Фотографам, выступая борцами за свои права, нужно думать про возможное продолжение, когда любой человек на улице, если ты навел на него фотоаппарат, скажет — если ты мне не заплатишь, я тебя потащу в суд. Тогда фотография станет такой — лицо на белом фоне с обязательно подписанным моделью разрешением. Это — путь в никуда.

— Но при этом размещение фотографий, например, в Интернете, о котором Вы упоминали, как раз скрывает в себе эту опасность.

 
— Фотографу зачастую нужно немного — чтобы те же фотографии, которые размещаются, содержали в себе упоминание о том, кто является её автором. Это даже не столько финансовые отношения, сколько человеческие.

Другой вопрос — если кто-то без упоминания автора, без его разрешения использует эти фотографии, например, в рекламных целях, для зарабатывания денег& nbsp;— это должно пресекаться максимально жестко. А неформальное перетекание и изображений, когда один некоммерческий ресурс использует фотографии другого — это нормальная циркуляция визуального контента.


— Чего не хватает для того, чтобы рынок фотографии сформировался как полноценный?

— Помимо законодательных аспектов, есть огромные пробелы и в других областях — фактически, сейчас нет ничего. Начиная с основ: нет фото-образования.

Плохо или хорошо было в советские времена, но все же были, например, детские фотошколы, детские студии. Была внятная система клубного общения и образования для взрослых.

Сегодня есть коммерческие фотошколы с разной степенью успешности и с точки зрения маркетинга своих услуг, и с точки зрения содержания программ. Но это не покрывает образовательный голод. Может быть, крутая экспонента роста интереса к этому сейчас стала более пологой, но тем не менее, фотография дает человеку доступный инструмент высказывания себя как личности и одновременно создает возможности для альтернативной профессиональной деятельности.

Есть люди, умеющие хорошо фотографировать, но не столь хорошо умеющие об этом рассказать — это объективно разные профессии. Театральный критик — это же не актер.

Не существует института фотокритиков и коллекционеров фотографии, развитой системы кураторского взаимодействия, специализированных фотогалерей и выставочных площадок, внятных конкурсов и грантов на фотопроекты-то есть не существует ничего в этой сфере, к сожалению. Некоторые попытки делаются, но они пока очень эпизодические.

— Каковы перспективы новосибирской фотографии?

— Фотографически Новосибирску очень важно выстраивать отношения с внешним миром — привозить сюда имена, привозить сюда выставки.

Надо ставить амбициозные задачи: развивать и шире показывать новосибирскую фотографию — сначала в регионе, потом перешагнуть через Урал — в российские столицы, потом выходить и за границы страны. Надо повышать градус взаимодействий с профессионалами в разных странах — в Европе, Азии, Северной и Южной Америках… Это — часть деятельности по продвижению области; Новосибирск вполне может стать фотографическим центром Зауралья — надо просто над этим работать.