Запад нам поможет?

  • 16.02.2011

Благородная цель Правительства Новосибирской области на 2011 год – «Стать одним из самых инвестиционно-привлекательных регионов России», как заявил губернатор Василий Юрченко — заслуживает всяческого признания и содействия.

Действительно, наша страна ежегодно отчитывается об ужасающем износе своих производственных фондов и необходимости инвестиций в любой несырьевой сектор экономики, чтобы уменьшить нефтяную зависимость и риски. Поэтому когда мы говорим о том, что придет успешная и профессиональная компания PricewaterhouseCoopers, способная «загнать» капиталы в новосибирскую экономику откуда-то «извне», то у большинства жителей области возникает воодушевление, надежда и вера в успешное будущее.

Однако для людей, занимающихся бизнесом и экономикой, эта новость вызывает не безусловный восторг, а, скорее, небольшую надежду. Попробую объяснить, почему.

Новосибирская область, исторически не унаследовавшая природных ресурсов, безусловно, находится не в лучшем «стартовом» положении, относительно своих ближайших соседок – Кемеровской, Тюменской областей, Красноярского и Алтайского края. По данным Правительства Новосибирской области, на долю добычи ископаемых ресурсов приходится только 6%.

Хотя эта цифра входит в общую статистику отрасли «промышленность», некоторые сферы которой очень благоприятны для инвестиций. В промышленности доминируют пищевая промышленность (22,6%), машиностроение, представленное производством электротехнического, металлургического оборудования и приборостроением (21,2%). Сохраняется значительный удельный вес в общем объеме производства предприятий топливно-энергетического комплекса (19,2%).

Таким образом, наиболее развитым сектором нашей экономики является пищевое производство. И это вполне логично, так как транспортный «рычаг» Новосибирской области делает импорт продуктов питания ежедневного потребления очень дорогим — соответственно, развиваются локальные производства.

Сегодня уже есть примеры инвестиций в новосибирскую экономику со стороны иностранных компаний. Сразу вспоминается недавнее приобретение концерном PEPSICO нашего «ВИНАПа» (теперь ОАО «Лебедянский»). Есть и масса других примеров.

Однако если посмотреть, куда инвестируется иностранный капитал в Сибири, да и в России в целом, то становится очевидно, что капиталы вкладываются только в продукцию, предназначенную для внутреннего рынка. Наш потребитель платит за нее рубли, формируя этот самый валовый оборот — но рубли затем переводятся в доллары и выводятся за границу. А вот товары, произведенные на инвестированных в Россию мощностях, ни на Запад, ни на Восток не вывозятся — там они неконкурентоспособны из-за высокой себестоимости.

Кроме того, давайте разберемся в понятии «Инвестиции». С принятием в 1991 году Закона Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» под инвестициями стали понимать материальные и нематериальные средства, вкладываемые в объекты предпринимательской и другие виды деятельности в целях получения прибыли (дохода). Но если мы говорим, что доход от продажи на внешний рынок мы получать не можем, так как сами, по сути, являемся внешним рынком для «инвестора», то лозунг «привлечение иностранных инвестиций» становится уже не таким привлекательным и оптимистичным.

По словам экспертов PricewaterhouseCoopers, наиболее привлекательными с инвестиционной точки зрения отраслями в Новосибирской области являются агропромышленный комплекс, ритейл, строительство и фармацевтика. «Дискуссии с потенциальными инвесторами ведутся, и они многочисленны, но названия компаний пока остаются конфиденциальной информацией» — говорит глава этой компании.

Ну, торговля, а, в частности, торговля фармацевтикой – всегда лакомый кусок для бизнеса, и желающие сыграть партию на этом поле на Западе найдутся. А вот что касается АПК, то, на мой взгляд, пока не стоит воспринимать информацию слишком буквально.

Например, практика Тюменской области по созданию современных агропромышленных комплексов показала, что минимальный срок возврата инвестиций на организацию современного животноводческого (молоководческого) хозяйства составляет 25-45 лет! И вряд ли западный инвестор не пойдет на такие риски. Потому и строят в Тюменской области аграрные комплексы на деньги из специально созданных фондов. И думаю, максимум, что мы получим при содействии уважаемых коллег из PWC в АПК региона – это участие иностранных компаний в строительстве производственных линий по пищевой переработке, для производства продуктов ежедневной необходимости и полуфабрикатов, реализуемых исключительно в Новосибирской области. То есть иностранные компании скорее будут организовывать небольшие проекты — чтобы заработать на внутреннем потреблении.

Вообще же, идея привлечь крупную консалтинговую компанию PricewaterhouseCoopers выглядит свежо и оригинально. С одной стороны, чиновникам полезно осознать и использовать мировые практики разработки региональных стратегий. И, возможно, Новосибирская область действительно получит в результате сотрудничества максимально эффективную стратегию экономического развития. С другой стороны, решение о привлечении этой кампании является также мощным PR-ходом. В Москве вот организуется Сколково (кстати, тоже с участием западных помощников), и Новосибирску не следует теряться на этом фоне.

Правда, немного жаль, что, как говорится, нет пророка в своем отечестве: у нас ведь имеются целые институты по экономическому развитию – тем более что PricewaterhouseCoopers является одним из самых дорогих в мире поставщиков интеллектуальных услуг.

Резюмируя, еще раз отмечу — хочется быть оптимистом, и ожидать от сотрудничества с PricewaterhouseCoopers улучшения качества жизни в Новосибирской области. Тем не менее, мы должны не только надеяться на западных помощников, но и сами, максимально используя свой творческий и интеллектуальный ресурс, создавать такие проекты, и производить такую продукцию, которая будет успешной во «внешнем мире». Такие примеры в Сибири то же есть, и пусть их становится с каждым годом все больше.