Дайте жалобную книгу!

  • 15.09.2010

Предприниматели могут обжаловать не только решения проверяющих органов, но и вообще любые мероприятия по проверке малого, среднего или крупного бизнеса. Корме того, можно обжаловать действия любого юридического лица, которые не относятся к проверяющим органам — например, ТСЖ.

Предприниматели должны понимать, что как только органы контроля у них начинают что-то запрашивать, документы или объяснения — это уже фактически проведение проверки, которая регламентируется ФЗ-294. Закон этот принят в рамках государственной политики на снижение административного давления на предпринимателей.

Один из ключевых пунктов этого закона — плановость проводимых проверок. Плановые проверки проводятся, соответственно, на основании плана. Этот план формируется в начале года и размещен на сайте Генеральной прокуратуры и прокуратуры Новосибирской области. Там указывается дата проверки — вплоть до дня — и ее продолжительность. Для проведения проверки проверяющий орган должен представить распоряжение либо приказ руководителя контролирующего органа о проведении такой проверки, а также уведомить предпринимателя о начале этой проверки.

Если проверка поводиться внепланово — по обращению, по заявлению, или иной информации-то она может быть проведена только на основании решения прокурора. Помимо распоряжения о проверке, у проверяющего должно быть основание прокурора района (если дело происходит в районе области), прокурора области или заместителя прокурора области.

Малые предприятия можно теперь проверять 15 часов в год, средние — 50 часов в год, а крупные — не более 20 рабочих дней. При этом по закону, один контролирующий орган может проверять предприятия не чаще, чем раз в 3 года. Если же кто-то приходит «помимо плана» — это уже внеплановая проверка, которую можно обжаловать в прокуратуре, и как минимум потребовать согласования с прокурором.

В случае, если представители контролирующих органов пришли на проверку без согласования с прокурором — прокурор может возбудить административное дело в отношении контролера.

Но надо понимать, что нормы проверки не распространяются на налоговые проверки, на ФАС, на финансово-бюджетные структуры и на страховой надзор. Вне плана можно проверять в случае, когда органы контроля проводят расследования причин чрезвычайных ситуаций, массовых инфекционных заболеваний или несчастных случаев на производстве. В остальных случаях — только план или разрешение прокурора.

Такие меры более чем актуальны — ведь на территории области действуют более 500 органов контроля. Как показывает практика, наибольшее рвение в проверках демонстрируют Пожарная инспекция и Роспотребнадзор.

Раньше бывало, что предприятие в год проверяли 10–12 органов контроля. Если это крупное предприятие — а его время проверки может занимать 20 рабочих дней-то это фактически парализовывало деятельность организации. Круглый год постоянно кто-точто-то проверял.

Между тем, в законе предусмотрена антикоррупционная составляющая. Он прописывает по часам и минутам каждый шаг должностного лица. Регламент публикуется на сайте ведомства. Проверяемое лицо может в руки взять этот регламент и узнать, что и как должен делать проверяющий. Что написать и что потребовать. Если что-то выходит за эти рамки — опять же можно обжаловать действия.

Многие предприниматели просто не знают об этом законе, хотя он вступил в силу еще 1 мая 2009 года. Как пример — мало кто ведет журнал учета. Смотрите: вот пришла одна структура — 5 часов проверки, вторая — 10 часов проверки. А у микропредприятия есть ограничение проверок — 15 часов в год. Если через месяц после этого придет, например, управление ветеринарии, то он может открыть журнал и показать, что 15 часов проверок уже прошли. Ветеринария развернется и уйдет. Был бы только журнал.

Еще одна важная статья — «ни один орган не может заставить проводить какие-то исследования за счет предпринимателя». Раньше исследования действительно оплачивал предприниматель. А теперь это должен делать орган контроля за счет бюджетных средств.