Слияние молочных рек

  • 14.07.2010

Завод этот расположен в самом центре Новосибирска на улице Октябрьской и принадлежит компании «Юнимилк». И будет принадлежать всего несколько месяцев. Потому что пока коллеги тихо обедали, в Санкт-Петербурге на международном экономическом форуме в присутствии вице-премьера Виктора Зубкова генеральный директор «Юнимилк» Андрей Бесхмельницкий и президент Danone Франк Рибу подписали соглашение об объединении компаний. «Юнимилк» вошел в новую структуру всеми своими активами,  а Danone — всем, что у него есть на территории СНГ, за исключением детского питания. Надо сказать, что подготовка сделки была проведена с такой степенью секретности, которой позавидовали бы национальные разведки. В настоящее время сделка проходит согласование регулирующими органами всех затронутых стран и только после него будет окончательно оформлена.

На большинство сотрудников обеих компаний новость свалилась, как гром среди ясного неба. Что она означает для новосибирского рынка? Прежде всего, новые инвестиции и новое производство. Ведь центральный сюжет в развитии новой компании за Уралом – новый завод в Новосибирске. Вообще эта новость станет заметнее больше бизнес-сообществу, чем потребителям. Разве что любопытно, трансформируется ли рекламная мелодия «Ммм… Данон» в «Ммм… Данон-Юнимилк». Именно так предположительно будет называться новая компания. Конечно, ассортиментный портфель объединенной компании будет пополняться новыми продуктами. Но в целом линейки брендов и ассортимент обеих компаний сохранится. Кстати, эксперты расценивают это как некоторое отступление от правил Danone при слияниях, вызванное как ценностью и долей рынка самих российских брендов, так и фокусом обеих компаний на принципиально разных ценовых группах и целевых аудиториях.

Распространенное заблуждение в отношении этой сделки состоит в том, что владельцы «Юнимилк» продали компанию мировому лидеру. На самом деле речь идет о полноценном объединении. Соглашение предполагает, что Danone будет контролировать 57,5% акций новой компании, а акционерам «Юнимилка» достанется 42,5% бумаг. Совет директоров новой компании возглавит Андрей Бесхмельницкий, а операционное руководство будет осуществлять главный управляющий подразделения «Молочные продукты» Danone в Восточной Европе и Средней Азии Филип Кегельс.

В 2002 году мало кому известная компания «Планета Менеджмент», владевшая тремя региональными молокозаводами в России, заявила о том, что через несколько лет на молочном рынке догонит «Вимм Билль Данн». За последние несколько лет топ-менеджмент «Планеты…» успел многое: выкупить продовольственные активы у акционеров, консолидировать их в компании «Юнимилк», скупить разветвленную сеть из 34 молочных заводов в России, Украине и Белоруссии, запустить на рынок федеральные молочные бренды «Простоквашино», «Биобаланс», «Летний лень», «Актуаль», «Тема», «Дисней», «Для всей семьи». По данным маркетинговых замеров российских рынков агентства «Nielsen» и ряда профессиональных конкурсов, «Простоквашино» вот уже несколько лет является самым быстро растущим молочным брендом в России.

«КомплЕментарность» (не путать с комплИментарностью) – самое популярное слово в обсуждении нового проекта между французскими и российскими партнерами. Речь идет не о взаимных симпатиях, а взаимодополняемости. У Danone в России всего 2 завода: один под Москвой, другой в Тольятти. У «Юнимилк» — 34 в СНГ, причем компания с самого начала принципиально не организовывала производства в Москве. Danone – мировой лидер в производстве молочных продуктов премиум-группы (йогуртов, творожков, функциональных напитков). «Юнимилк» силен в базовых продуктах, которые в молочной индустрии принято называть «едой» — молоке, кефире, сметане, питьевых йогуртах.

Даниель Карассо, основатель Danone, основал Парижское общество производства йогуртов еще в 1929 году. А «Юнимилк» полноценно взялся за эту группу год назад. Собственно, новинки в ней, – такие, как функциональные йогурты, творожки, десерты, смусси «Биобаланс» и «Актуаль» — сибирский потребитель еще толком и не успел попробовать. Разница в продуктах по существу гораздо глубже, чем просто отличия ассортиментных портфелей. Она означает принципиально разные потребительские группы, подходы в производстве, логистике, каналах продаж, маркетинге, работе с ритейлом, сырьевыми рынками. Поэтому в данном случае объединение будет происходить скорее методом сложения, чем поглощения. «Трудности перевода» начинаются даже с попытки консолидировать объемы продаж объединенной компании: в России объемы молочной продукции традиционно меряют тоннами, а на Западе – упаковками..

Так называемая «еда» — продукты маломаржинальные, в низкий сезон (зимой) производители часто льют их себе в убыток, в высокий – с минимальной маржинальной стоимостью. Зачем же тогда «Юнимилк» — «Данону»? Во-первых, базовый ассортимент — это локомотив, который «тянет» за собой на рынок более доходные продукты, во-вторых, грамотная компания (которой, безусловно, является «Юнимилк») все же не будет торговать себе в убыток, и фактор объема в таком бизнесе, как молочный, существенен как в абсолютном выражении, так и в доле рынка.

Кроме возможности стать лидером на рынке, это объединение дает нам принципиально новые возможности развития и привлечения инвестиций в компанию. Уже известно, что одним из главных географических фокусов модернизации станет Сибирь, где позиции «Юнимилк» сильнее, чем Danone. Ожидается, что объединение ускорит реализацию проекта строительства нового молочного завода в Новосибирске, о котором еще год назад объявило руководство региона и компании. А также сделает масштабнее сам проект. Собственно, мощное присутствие «Юнимилка» в Сибири рассматривается как одно из ключевых преимуществ объединенной компании. Совокупно партнеры оценивают свою долю в Сибири как 20%. Прирастать планируют, в основном, в сегменте йогуртов и кисломолочных продуктов (на 15-20%), синергию выручки (дополнительный эффект от слияния) планируют получить на уровне 10%. А в Новосибирск с новым заводом теперь придет не национальный, а глобальный инвестор.