Связанные одной целью

  • 01.03.2012

На мой взгляд, из всех способов преодоления технологического отставания, которые сегодня предлагаются государством, малому и среднему бизнесу интереснее всего так называемая кластерная политика. Разговоры о том, что России нужна кластерная политика, ведутся уже несколько лет, и вот, наконец, Министерство экономики в работе с крупным бизнесом и с экспертами сформулировало не только концепцию, но и приступило к некоторым практическим шагам в рамках этой политики.

Само слово «кластер» мы внесли в публичное пространство в 2004 году. Вы, наверное, помните, что в СССР было понятие «территориально-производственный комплекс». Это когда на одной территории в пределах региона консолидировались предприятия, связанные между собой по технологическому циклу. Притом, что в той экономике большинство предприятий работало и все делало за одним забором — от болта и гайки, якобы секретных, до конечной сборки танков и истребителей, — кооперация все-таки существовала. И были примеры кооперации через всю страну. Так вот, кластер в современном мировом понятии — локальная концентрация предприятий, которые так или иначе связаны между собой в формате кооперации и конкуренции. Поскольку кластер — это явление рыночное.

Например, Бавария — это пример очень эффективного автомобилестроительного кластера. Это формат развития совместного бизнеса, территории, науки, образования, кадрового потенциала, кроме, собственно, производственной кооперации. Кластер — это развитие территорий. Потому что невозможно планировать развитие региона без того, чтобы учитывать интересы экономики. Невозможно оторвать современное и конкурентоспособное производство от науки и от кадров. Соответственно, любой кластер сегодня в мире — это обязательно какая-то конструкция обучения и всего, что с ним связано. Это обязательно конструкция, связанная с наукой. И, соответственно, это определенное качество жизни для людей.

Все слышали про калифорнийские вина. Это винный кластер Калифорнии: виноградники, производители вина, производители бутылок, рестораны, учебные заведения. И результат: конкурентоспособная на весь мир продукция.

Сегодня идея кластерной политики пришла, наконец, на уровень Правительства, и я надеюсь, будет эффективно реализовываться в России. Если мы с вами посмотрим на политику развития малого и среднего бизнеса в России, то у нас есть такой набор мер и денег, которые тонким слоем «размазаны» по всей стране по каким-то заданным приоритетам: субсидирование ставок, создание инфраструктуры в виде бизнес-инкубаторов, развитие обучения и так далее. Но если задуматься, то малое или среднее предприятие, которое работает, например, в потенциально возможном лесоперерабатывающем кластере на северо-западе нашей страны, волнует порядок распределения лотов на вырубку, и то, что Лесной кодекс плохо регулирует строительство дорог, поэтому проблема — перевозить лес откуда-то издалека. А, например, в агропищевом кластере юга России тоже есть уже и кооперация, и разные производители. Там совсем другие проблемы, и нужны совсем другие меры поддержки.

Проблемой для производителя является не избыток регулирования, как мы привыкли считать, а острый недостаток регулирования по каким-то позициям. Малый и средний бизнес — это не однородная масса, и в разных сферах или разных секторах ему нужны разные инструменты поддержки. Поэтому мне это кажется очень важной темой, и очень правильно, что сегодня она начинает реализовываться в России.

Вообще, в разных странах, если посмотреть на экономическую политику, по-разному это устроено. Мы когда-то занимались изучением опыта развития кластеров в Канаде. В результате анализа возможностей, конкурентных преимуществ территорий (а Канада похожа на Россию тем, что там очень много ресурсных и северных территорий), выяснилось, что у них есть экономические приоритеты, которые как раз сфокусированы на потенциально конкурентоспособные зоны: на горную добычу, на нефтедобычу, на инновации, потому что у них есть хороший научный потенциал. Эти приоритеты заданы на самом верхнем уровне и проходят через всю экономическую политику. И экономика развивается с учетом этих приоритетов.

У них есть как бы второй кластер инструментов политики — программы и проекты, которые целевым образом помогают этим кластерам развиваться и достраивать их. Потому что для каждого из них требуются разные решения. Для кого-то, возможно, нужно изменить регулирование, а для кого-то — построить какой-то объект инфраструктуры. Самым распространенным способом развития автомобилестроительных кластеров является строительство парка поставщиков. Это территория, на которой размещаются малые производственные компании, которые являются поставщиком комплектующих. И завод, который участвует в этой работе, передает технологии, дает возможность этим компаниям получать под свои заказы иной способ финансирования и так далее. То есть хорошая такая кооперация.

Еще для какого-то типа кластеров принципиально важным является строительство университета. Сегодня эксперты говорят, что для потенциально возможного кластера по производству медицинской техники, например, в Москве, принципиально важным является создание центра промышленного дизайна. Потому что ни одной из малых и средних компаний такой центр не по карману. А без этого оборудование, которое мы производим: хорошее, качественное, но трудно продаваемое. Вот эти инструменты достройки — это второй уровень кластерной политики, который реализуется в разных странах.

Третий уровень — это те приоритеты, которые заданы с федерального уровня, и проходят через все другие политики: через миграционную, инновационную, через политику по развитию малого бизнеса, и таким образом развивается хорошая конкурентная экономика.

Редакция «Newsib» благодарит «Клуб региональной журналистики»за помощь в подготовке материала