Стратегия развития отрасли здравоохранения до 2025 года

 Стратегическими направлениями развития здравоохранения в Новосибирской области на 20–25-летний  период являются:

  • создание адекватной системы воспроизводства здоровья новых поколений с сохранением репродуктивного потенциала и укреплением здоровья новорожденных, детей и подростков;

  • формирование бренда Новосибирской области как крупнейшего в России межрегионального центра оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи;

  • включение жизненного и трудового потенциала населения в экономические процессы с развитием системы страхования здоровья и медико-профилактической помощи;

  • совершенствование организации социальной и медицинской помощи лицам пожилого возраста с развитием геронтологической службы;

  • разработка идеологии и реализация программ здорового образа жизни;

  • разработка и реализация программ по реабилитации (восстановлению) здоровья населения;

  • совершенствование системы подготовки медицинских, педагогических, социальных работников;

  • медико-социальная экспертиза планов и проектов, в том числе проектов по стратегическому развитию территорий, отраслей и внедрению новых технологий;

  • включенность организаций общественного сектора в реализацию программ профилактики и медико-социального обслуживания различных групп населения.

Для этого необходимо:  

  • поставить здоровье населения в ряд приоритетов местной политики;   
  • включить в работу по улучшению здоровья широкие слои населения и специалистов различного профиля, а также общественные организации;   
  • помочь установить новые отношения сотрудничества и партнерства в области оздоровления между предприятиями и организациями региона;   
  • изыскать и задействовать имеющиеся в области ресурсы;  
  • усовершенствовать деятельность тех служб и те направления местной политики,  которые связаны со здоровьем населения.

В первый период (до 2010–2012 гг.) перспектива развития здравоохранения в регионе будет связана с:     

  • совершенствованием организации первичной медицинской помощи и выполнением качественных и количественных показателей работы участковых специалистов по профилактике и раннему выявлению заболеваний, влияющих на смертность и инвалидизацию населения;

  • увеличением объёмов подготовки врачей общей практики в Новосибирском государственном медицинском университете и подготовки фельдшеров в средних образовательных медицинских учреждениях; 

  • снижением младенческой и материнской смертности путём эффективного использования средств, полученных по родовым сертификатам; 

  • эффективным и рациональным использованием диагностического оборудования и санитарного автотранспорта в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях;  укомплектованием его расходными материалами и реактивами; увеличением темпов проведения диспансеризации работающего населения, организацией целевых межведомственных диспансерных бригад с обеспечением их оборудованием и специалистами;

  • увеличением расходов на оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи в областных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях.

Новосибирская область является одним из ведущих в России регионов с высоким уровнем развития медицинской науки и высоким уровнем квалификации врачебного персонала. В то же время имеются серьезные проблемы с инфраструктурой здравоохранения, которая нуждается в серьезной государственной поддержке и модернизации. Особой проблемой является разрыв в уровне оказания медицинских услуг в г. Новосибирске и в сельской местности, хотя в последние годы здесь достигнут серьезный прогресс. Внедрение инноваций в сельское здравоохранение Новосибирской области доказало свою медицинскую (снижение младенческой смертности на 23,7%, перинатальной – на 24,1, материнской – на 30,5%), социальную (повышение удовлетворенности сельских жителей  медицинскими услугами) и экономическую (оптимизация использования финансовых ресурсов) эффективность.

В структурной реорганизации оказания стационарной медицинской помощи в системе сельского здравоохранения предполагается проведение следующих мероприятий:

  • реструктуризация специализированных отделений в центральных районных больницах (ЦРБ); 

  • реструктуризация сельских участковых больниц мощностью менее 25 коек, расположенных в радиусе 15 км от ЦРБ, находящихся в аварийном состоянии и не отвечающих санитарным нормам (кроме наиболее отдаленных и труднодоступных населенных пунктов); 

  • передача на областной бюджет управления социальной защиты с сохранением для СУБ финансирования из средств обязательного  медицинского страхования  заработной платы медицинского персонала, приобретения медикаментов, расходных материалов, питания, а также приобретение медицинского оборудования за счет бюджета системы здравоохранения; 

  • доведение обеспеченности населения койками в областных лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих специализированную помощь сельскому населению, до 30 на 10 тыс. чел. населения, в ЦРБ – до 40–60 на 10 тыс. чел. сельского населения.

Другим важным звеном развития системы здравоохранения и медицинской помощи в Новосибирской области являются внедрение высоких медицинских технологий, увеличение их доступности путем расширения применения современных высокотехнологичных методов диагностики и лечения заболеваний, развития телемедицины и информационных технологий в медицине. Приоритетным направлением следует признать развитие ранней диагностики сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний с созданием специализированных центров по определению предрасположенности (генодиагностика) и формированием групп риска по данной патологии.
В соответствии с этим в рамках подпрограммы «Кардиология» предусматриваются снижение смертности и инвалидизации от острого инфаркта миокарда в Новосибирске и Новосибирской области на 75%, а также восстановление трудоспособности, снижение процента инвалидизации трудоспособного населения и, соответственно, снижение экономических затрат на лечение, реабилитацию, выплату пенсий и льгот больным ишемической болезнью сердца и острым инфарктом миокарда. Для этого в Новосибирской области по экстренным показаниям требуется выполнять до 3000 коронароангиографий, 1000–1500 чрескожных коронарных вмешательств и 300–400 операций коронарного шунтирования. Из 4800 больных с острым инфарктом миокарда при госпитальной летальности в 13% ежегодно умирает 550–600 больных. Снижение летальности на 75% позволяет спасти ежегодно 412–450 чел.

Подпрограмма «Онкология» будет направлена на повышение эффективности онкологической помощи населению путем улучшения ранней диагностики и проведения лечения на ранних стадиях заболевания. Ее основными мерами являются:

  • удвоение штатного расписания в поликлиниках онкодиспансеров в 2 раза, внедрение стандартов обследования больных; 

  • открытие (восстановление) единых смотровых кабинетов в фельдшерско-акушерских пунктах и во всех лечебно-профилактических учреждениях; 

  • обеспечение пропуска через них всего потока больных поликлиники и стационаров; 

  • организация прохождения флюорографии, УЗИ щитовидной железы, молочных желез, исследований кала на скрытую кровь у всех больных, проходящих стационарное обследование и лечение с любым заболеванием;

  • открытие отделение профилактики в онкодиспансерах с регистром облигатного предрака, раковых семей и лиц с наличием раковых мутаций (на основе медико-генетических консультаций).

Реализация данных мероприятий позволит снизить запущенность онкологических заболеваний в 2 раза, уменьшить затраты на лечение заболеваний  в 10–20 раз, затраты на социальное обеспечение (больничные листы, пенсии по инвалидности) – в 10–15 раз.
В рассматриваемой перспективе Новосибирск должен окончательно укрепить свой статус как один из главных медицинских центров на Востоке России, специализирующийся на оказании высококачественных межрегиональных медицинских услуг на основе высокотехнологичных медицинских технологий. Лечебные комплексы ведущих  институтов СО РАМН и специализированные клиники г. Новосибирска должны увеличить к 2015 г. в 1,5– 2 раза прием граждан из других регионов России, Казахстана, других стран и оказывать им услуги медицинского характера на платной основе в рамках системы добровольного медицинского страхования, договоров с предприятиями и территориями и за счет личных средств граждан. Это потребует затрат  на расширение соответствующей медицинской инфраструктуры, но даст городу возможность стать ведущим в Сибири и в России центром высоких медицинских технологий и на этой базе поддерживать нерентабельные сферы медицинской помощи (скорая помощь, диспансерное наблюдение больных при социально значимых заболеваниях  и т.д.).

Биотехнологический кластер

В Новосибирской области планируется создание биотехнологического отраслевого кластера, который призван объединить в единую структуру организации и компании, занимающиеся разработкой и производством биотехнологий, используемых в медицине и агропромышленном комплексе.