Сиань – начало пути

  • 12.06.2017

Пять лет существует Центр русского языка и культуры, открытый Новосибирским государственным техническим университетом в дружественном вузе китайского города Сиань. Известны вехи истории этого города, принимавшего на себя в веках миссии не только учебные, образовательные, но и иные, о которых и пойдет речь ниже.

Древняя столица Поднебесной, город с более чем трехтысячелетней историей, – начало Великого шелкового пути, легендарной караванной дороги, возникшей почти за двести лет до начала нашей эры. В то время император правящей династии решил достигнуть мира в непростых отношениях с агрессивными гуннами, весьма досаждавшими ему непредсказуемыми набегами с севера и разорявших китайские поселения, нанося серьезный ущерб экономике страны.

Властитель отправил к вождям гуннов дипломатическое посольство для проведения мирных переговоров; посольство с поставленной задачей успешно справилось, мирное соглашение – достигнуто. А заодно, бонусом, посланники принесли весть о чрезвычайно богатой Ферганской долине, готовой к торговле, способной предложить редкие для Поднебесной товары; в ответ готовой купить грузы из Китая, словом, начать двусторонние коммерческие отношения. Особенно радостной вестью было сообщение о прекрасных длинноногих скакунах, редкости для империи, обладавшей на тот момент лишь невысокими мохноногими лошадками без выдающихся скоростных и экстерьерных качеств.

Император с советниками хорошо поразмыслил и перешел от размышлений к конкретному делу: повелел снарядить первый караван с китайским специалитетом – шелком, фарфором, драгоценными камнями, лекарственными травами… Ветвь маршрута в славные Бухару, Самарканд и прочие центрально-азиатские города стала северным рукавом нового пути, названного позднее Великим шелковым.

Основной маршрут пролегал по территории Индии, Персии, в обход Каспийского моря к берегам Леванта, Финикии в частности.

Дорога туда занимала от полугода и до десяти месяцев, в зависимости от погодных условий, форс-мажора и других непредсказуемых событий; а по достижении китайские караванщики продавали местным торговцам или сами нанимали корабли для дальнейшей перевозки грузов с товарами – греческим, флорентийским и венецианским купцам.

Так началась история тесного торгового сотрудничества Китая с остальным миром, продолжающаяся и до сих времен.