Новичок в коллективе

  • 04.07.2016
Тема исследования Новичок в коллективе
Исследовательская организация HeadHunter
Сфера исследования Рынок труда
Метод исследования интернет-опрос
Объем выборки, респондентов Н/д
Дата проведения исследования 01.12.2010
Доступ Бесплатно
Вывод исследования

Компания HeadHunter выяснила, как сотрудники новосибирских компаний относятся к новичкам среди коллег.

rn

rn

18% опрошенных респондентов признали, что в их компании большая текучесть кадров, сотрудники таких компаний покидают ее, не проработав и года. Тем не менее, более половины опрошенных заявили, что ситуация с кадрами вполне нормальная: кто-то работает долго, а кто-то не задерживается и уходит к другому работодателю довольно быстро. По словам 25% опрошенных, в их компании сотрудники меняются редко, текучесть в таких компаниях низкая.

rnrn

Отметим, что в случае, если коллектив дружный, то текучесть кадров в компании меньше, чем при недружном коллективе. Тем не менее, целых 15% опрошенных, которые работают с дружелюбными и приветливыми коллегами, отметили, что текучесть в их компании высокая, в то время как в недружном коллективе таковых всего на 7% больше.

rn

rn

Среди респондентов, которые отметили, что в их компании сотрудники не задерживаются больше года, большинство считают, что это связано именно с руководством. Неправильно выбранный курс или политика, непродуманные шаги, неуважительное отношение к подчиненным и прочие проблемы ведут к тому, что сотрудники увольняются, не проработав и года. 36% опрошенных основной причиной текучести видят недостойную оплату труда, и только 4% винят в этом коллектив.

rn

rn

Более половины респондентов отметили, что они работают в недружном коллективе, 45% опрошенных посчастливилось работать с настроенными на дружелюбное взаимодействие коллегами.

rn

rn

По словам 10% опрошенных, в их компании предусмотрены испытания для новичков. Чаще всего это, конечно, испытательный срок или стажировка, но иногда сотрудники сами испытывают новичка на прочность.

rnrnУстраиваете ли вы какие-нибудь испытания для новичков? Если да, то какие?rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn «Дедовщину никто не отменял. Так что испытания самые разные: и мозги понапрягать приходиться, и побегать»rn rn «Дается задание без комментариев — сделал, выжил; не сделал — дальше пытаем. Куча заданий без комментариев и жесткий контроль»rn
rn «Мои сотрудники старшего возраста постоянно устраивают испытания для новичков, внезапно задают вопрос по работе, потом стыдят, если не сразу ответил или вообще не ответил; а главное — моментально рассказывают о «провале» всему коллективу»rn rn «Иногда „бросаем“ и делаем вид, что просто не замечаем, что новичок не знает, как поступить, анализируем его действия. Иногда поручаем решить вопрос с заведомо сложным, порой неадекватным человеком (поставщик, клиент, сотрудник)»rn
rn «Создание искусственных стрессовых ситуаций, которые могут встретиться впоследствии»rn rn «Обычно новичку приходится пройти через недовольство и нелюбовь коллектива к „чужакам“, постоянное подозрение в компетентности»rn
rn «Выполнение дополнительных заданий, которыми никто не хочет заниматься»rn rn «Просим выполнить Новогоднюю газету для нашего коллектива»rn
rn «Мозговой штурм неизвестной для него темы»rn rn «Дедовщина, перекладывается на них вся рутинная и неинтересная работа»rn

rnrn

rn

Более половины опрошенных респондентов стараются ограничиться лишь знакомством с новичком. В то время как подружиться с новыми сотрудниками стараются 45% опрошенных.

rn

rn

Каким же образом сотрудники пытаются узнать о новом коллеге побольше? 31% опрошенных проявляют инициативу и сами рассказывают новичку о принципах работы компании, о коллективе, делятся последними новостями. 20% опрошенных берут новичка с собой на обед, а 17 % респондентов даже помогают с работой! 7% респондентов «пробивают» новых коллег по социальным сетям или ищут о них информацию черезпоисковики. А 3% предлагают новому коллеге встретиться после работы.

rn rnСлучаи, когда новички не приживаются на новом месте, не так уж и редки. Иногда коллектив не сходится с новичком характерами, иногда сам новичок ведет себя не совсем корректно по отношению к коллегам или просто не вписывается в сложившийся коллектив по тем или иным причинам. Дело может быть как в недостаточной профессиональной компетенции нового сотрудника, нехватке каких-то навыков для новой работы (возможно, при дружелюбно настроенных коллегах это было бы благополучно «не замечено»), так и в чисто психологических аспектах: несовместимости или, например, конкуренции.rn rnБыли ли у вас случаи, когда новичок «не прижился» в вашем коллективе? rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn

rn «Это понятно по человеку на первой неделе работы, если его точки зрения не совпадают с большинством, и он твердо на них стоит — такой сразу изолируется, пока сам не уходит в конце концов. Или если человек не воспринимает умеренную критику «по делу», а также не учится на ошибках, его ждет ситуация, описанная выше»rn rn «К сожалению, обычно коллектив не принимает новичка: от новичка пахнет потом/перегаром, новичок «выпендривается», пытается поучать тех, кто работает дольше, новичок «лезет не в свое дело»rn
rn «Было такое, новичок не шел на контакт, не прислушивался к мнению других и не очень прилично себя вел: оставлял мусор на рабочем месте»rn rn «Был такой случай, когда новичка невзлюбил коллектив. Мужественно терпели сотрудника, пока у него не закончился срочный ТД, после этого договор продлевать не стали, хотя сотрудник этого хотел и такая возможность была»rn
rn «Да, новичок был слишком болтлив, отвлекал от работы разговорами не по теме, а также любил перекладывать свои обязанности на других сотрудников»rn rn «Один проработал неделю, ни с кем не общался толком, потом пропал…»rn
rn «Сотрудницы отдела не хотели расширения — «выжили» за полгода склоками, нападками и придирками 14 кандидатов, представленных кадровиками»rn rn «У нас очень молодой коллектив, а пришла женщина достаточно в возрасте, и не понимала даже элементарных вещей, не развивалась, не училась новому. Была еще одна, но она просто «угоняла» клиентов у менеджеров — заносила втихую в свою базу и звонила по ним. Не продержалась долго»rn
rn «Да, парень загрустил оттого, что коллеги (девушки) не обращали на него внимания и постоянно предъявляли требования (исключительно по работе!). Уволился»rn rn «Да, порой из-за того, что человек не идет на контакт, закрывается, несмотря на дружелюбное отношение. А бывает, что некоторые ведут себя слишком высокомерно, этакие всезнайки, которые и слушать не хотят о требованиях к выполняемой работе, считая, что и так все умеют и знают. Как правило, коллектив ополчается и не хочет признавать такого специалиста. (причем в его профессиональных навыках уже начинают сомневаться)»rn

rnrn

rn

Чаще всего в компаниях не принято, чтобы новичок проставлялся. Тем не менее, целых 31% респондентов отметили, что в их компании новички «накрывают стол» для коллектива, в основном, по случаю первой зарплаты или благополучному завершению испытательного срока.

rn

rn

По словам большинства опрошенных, в их компании нет курсов адаптации для новичков. Лишь 15% респондентов отметили, что такие курсы их работодателем предусмотрены. Тем не менее, смена работы, вхождение в новый коллектив могут быть сопряжены с рядом трудностей, с которыми и должны помогать справиться адаптационные программы. Они позволяют ознакомить нового сотрудника с тонкостями работы, спецификой взаимодействия, структурой коммуникаций в коллективе и многому другому, что, несомненно, поможет новому сотруднику быстрее включиться в общее дело.

rnrnОбзор подготовлен компанией HeadHunter в декабре 2010 года. Исследование проведено методом интернет-опроса.
rn+7 (383) 344-92-79 |e.fedorova@nsk.hh.ru
rn rn