Карасукский район

Историяtrregions582959tr

История

В Карасукском районе зарегистрировано более 20 археологических памятников, три их которых – ранние стоянки с культурным слоем, генетически близким степным и таежным племенам Западной Сибири III — II тысячелетия до н. э.
 

Первое упоминание о реке Карасук содержится в русско-сибирских документах конца XVI века. В последние годы своей жизни хан Тюмени и Большой Орды Кучум укрывался в южной части Обь-Иртышского междуречья, откочевывая временами в местность, лежащую к югу от озера Чаны – «на Черные Воды, где у него хлеб сеян».
 

Первоначальными русскими поселенцами были беглые ссыльные и крепостные. Активное освоение земель, прилегающих к реке Карасук, началось во второй половине 18 века. Увеличение горнозаводского населения Алтая сопровождалось всё большей нуждой в хлебе и других сельскохозяйственных продуктах, что заставляло горнозаводское (кабинетное) начальство способствовать заселению плодородных мест крестьянами-землепашцами. Земли, прилегающие к реке Карасук, были весьма плодородны: средняя мощность черноземного слоя равнялась 1 футу (30,48 см), а местами доходила до полутора футов.
 

Карасукская волость как территориально–административное подразделение была образована между ревизиями 1816 и 1834 года и поначалу входила в Колыванский округ Томской губернии, позже – в Барнаульский округ Томской губернии. Практически все возникающие вдоль реки Карасук и по окрестным озерам деревни вплоть до 1861 г. зачислялись в статус «приписных».
 

Активизации освоения Карасукских земель с середины XIX века поспособствовали также: прогрессирующее усыхание Чанов, вызвавшее отток на юг старожильческого населения Барабы; введение в эксплуатацию Транссибирской железной дороги, а вслед за этим железнодорожной ветки от станции Татарской на юг — через Барабинско-Кулундинские просторы в сторону Павлодара.
 

30 июня 1865 года было высочайше одобрено добровольное переселение в Кулундинский регион крестьян из европейских губерний. Переселенцы получали по 15 десятин на каждую наличную душу, а также бесплатный лес на постройку усадеб и для отопления.

В 1911 году начались изыскательские работы по определению места, где следует вести железнодорожную линию «Татарская—Славгород». И уже в мае 1912 года (дата основания Карасука как населённого пункта) изыскатели вкопали в землю кулундинскую основополагающий столб на месте строительства будущей станции.
В 1912 году, в связи со строительством железной дороги Татарская—Славгород, была основана станция, и началась история районного центра Карасук.
В середине 1916 года завершились работы по укладке рельсовых путей, а 10 января 1917 года прошёл первый поезд.
7 июля 1933года район переименован в Карасукский.
В 1938 году был построен мясокомбинат, в 1939 году – райпищекомбинат.
В 1943 году Карасук стал рабочим посёлком.
В 1954 году получил статус города. В 1991 году Постановлением Правительства РФ организован Карасукский таможенный пост.