Первые за помощью

  • 13.05.2011

Портал Newsib представляет рейтинг получателей господдержки в Новосибирской области в 2010-2012 годах. Напомним, что практика выделения средств из бюджета с тем, чтобы облегчить инвесторам реализацию крупных проектов, используется в Новосибирской области уже давно: в базе правовых актов, размещенной на сайте Правительства, не составит труда найти документ под названием «О государственной поддержке инвестиционных проектов, прошедших конкурсный отбор», датированный, например, 2002 годом.

Однако решения, принимаемые в последние три года, были действительно показательными для понимания того, какой характер имеет политика областной власти в отношении инвесторов, и как на нее влияют внешние экономические условия.

Так, например, в благополучном 2008 году было принято лишь три постановления о предоставлении поддержки, в 2009 году таких постановлений было подписано уже пять, а в 2010-м их число достигло двенадцати! Сообразно этой прогрессии увеличивалось и число получающих средства компаний. Таким образом, использование господдержки оказывалось все более интенсивным по мере того, как возрастало влияние кризисных явлений на экономику, становясь своего рода «спасательным кругом» для инвесторов.

Сложные времена заставили инвесторов более рационально относиться к любым доходам, в том числе и получаемым из областного бюджета. Так, в частности, многие из них пришли к выводу, что поддержка в форме налоговых льгот оказывается более выгодной для компании, чем такие привлекательные на первый взгляд субсидии на погашение процентной ставки по кредитам и лизинговым платежам. Очевидно, этим объясняется не изменившаяся даже в кризисном 2009 году тенденция к увеличению доли налоговых льгот в общей сумме средств, выделяемых на господдержку инвесторов.

При этом, судя по характеру господдержки, уже в 2011 году новосибирская экономика должна вплотную приблизиться к докризисным показателям. Так, на 2011 год запланировано предоставление различных субсидий и льгот лишь для 22 компаний, а в 2012 году их будет только 14. Для сравнения: в 2010 году средства из областного бюджета предполагалось перечислить на счета 37 организаций.

Впрочем, это не означает, что количество получателей господдержки было именно таким: именно принятые в 2010 году постановления наряду с распоряжениями о предоставлении господдержки в той или иной форме чаще, чем в другие годы, содержали и указания о прекращении или приостановлении поддержки в связи с невыполнением обязательств. Таким образом, если в 2009 году господдержка предоставлялась как бы авансом, в надежде на то, что это поможет устоять инвесторам, и без того переживающим нелегкие времена, то 2010 год стал годом расстановки точек над i: получать деньги из бюджета продолжили лишь самые надежные и перспективные.

Как выяснилось, быть надежным и перспективным — весьма выгодное мероприятие: помимо того, что абсолютные суммы, выделяемые инвесторам в качестве господдержки, постоянно возрастают, расширяется и спектр предоставляемых предприятиям в качестве господдержки мер. К примеру, в 2010 году к «джентльменскому набору», состоящему из субсидий на погашение части процентной ставки по банковскому кредиту и лизинговым платежам и налоговых льгот добавились субсидии на погашение части затрат на приобретенное новое основное технологическое оборудование и даже субсидии на проведение опытно-конструкторских и технологических работ. Правда, последние пока используются скорее в качестве эксперимента: так, в прошлом году сумма средств, выделенных на обновление технологического оборудования, составила только 10,6% от общего объема господдержки, а субсидии на проведение НИОКР и вовсе получило только одно предприятие — ОАО НПО «Элсиб». Однако после того, как новосибирские организации не без помощи областного Правительства переживут трудные времена, без сомнения, настанет время новых форм и масштабов взаимодействия.