«Частные инвесторы не готовы быть единственными игроками»

  • 27.12.2012

Во всем мире промышленные парки — это инструмент для развития экономики, привлечения инвестиций и развития промышленности. Для России индустриальные парки — сравнительно новое явление. Они появились менее 10 лет назад. Сегодня в нашей стране их насчитывается около 200 и примерно 50 из них — действующие. Все остальные находятся пока на стадиях от намерений до проектирования. При этом практически все отечественные  промышленные парки созданы по инициативе региональных властей или представителей бизнеса. Их появление — требование времени, современного рынка. С государственной поддержкой или нет — они  будут развиваться. Вопрос лишь в темпах и эффективности. 

Сегодня в нашей стране уделяется все больше внимания привлечению инвесторов, власти открыты к диалогу с бизнесом. Как следствие, вопросы государственной поддержки индустриальных парков становятся приоритетными. А учитывая, что все эти проекты изначально требуют существенных инвестиций в создание инфраструктуры, российские промышленные парки сталкиваются с рядом проблем.

Прежде всего, это невозможность реализовывать подобные проекты исключительно за счет частных инвестиций. Скажем честно, эта схема сегодня практически не работает, хотя именно она заложена в основу развития  большинства промышленных парков в России. И Промышленно-логистический парк Новосибирской области не исключение.

Нужно учитывать успешный опыт реализации таких проектов за рубежом. Например, Юго-Восточной Азии. Там схема развития подобных проектов иная. Управляющие зарубежных парковых комплексов честно говорят, что стадию становления промышленного парка невозможно пройти за счет частных инвестиций. Все первичные вложения в развитие инфраструктуры делаются государством.  Если взять для примера Китай, то там, на сегодняшний день, в условиях господдержки, создано порядка 400 индустриальных парков.   

Я убежден, и это не только мое мнение, что успешность индустриальных парков напрямую зависит от того, какую поддержку они найдут со стороны федеральных и региональных властей. Речь идет не только о финансировании. Государство должно находить взаимовыгодные формы сотрудничества с бизнесом, содействовать в вопросах развития инфраструктуры и т.д.

Эффект от внимания властей к развитию промпарков — огромный. Мы  в этом убедились на собственном опыте. Пока программа Промышленно-логистического парка была рассчитана в большей мере на частные инвестиции в инфраструктуру, в проект приходили инвесторы с долгим циклом реализации своих проектов. Таких резидентов было немного. В  этом году объем инвестиций из регионального бюджета в Парк составил более 1,5 млрд. руб. В результате, за сезон мы смогли  реализовать обширную  строительную программу, сделать серьезный рывок в развитии  инфраструктуры Парка. Это тут же вызвало резкий интерес к проекту со  стороны инвесторов. К нам пришли резиденты, заинтересованные в быстром выходе на Сибирский рынок, в коротких сроках реализации своих проектов. Это совсем другой уровень работы и, соответственно, эффективности. Некоторые инвесторы  даже готовы немедленно выкупать земельные участки. Но, в тоже время, инвесторы не хотят быть единственными игроками на этом поле. Все они рассчитывают, что первоначальные вложения в проект сделает государство — создаст все необходимые условия для резидентов. Видя поддержку проекта со стороны региональных властей, они становятся резидентами, вкладываются в реализацию своих инвестиционных проектов на площадке промышленного Парка, привлекают в регион не только инвестиции, но и новые технологии.

Поддержка со стороны властей  не означает, что мы не ищем возможностей привлечения других источников финансирования.  Ищем и используем для этого различные схемы. Так, в ноябре между  Промышленно-логистическим парком и Сбербанком России было подписано соглашение о сотрудничестве. Для нас это залог того, что достигнутые темпы развития Парка сохранятся. Более того, часть инфраструктурных проектов мы сможем завершить гораздо раньше планируемых сроков. 

Конечно,  после того как все строительные работы на площадке Парка будут завершены и его заполнят резиденты, регион вправе ожидать возврата этих  инвестиций с прибылью. Планом реализации проекта предусмотрена, в частности,  продажа акций управляющей компании Промышленно-логистического парка в порядке приватизации и, мы рассчитываем, по цене выше н оминальной.

Сегодня очевидно, что по-другому схема развития парковых комплексов в России работать не будет, а если и будет, то без должного эффекта.  К тому же, без существенной федеральной поддержки, целенаправленной политики по развитию промапрков,  тех усилий, которые в этом направлении прилагают регионы, будет недостаточно. Именно поэтому на форуме InPark-2012, который недавно прошел в Новосибирске, были разработаны предложения для федеральных органов власти по поддержке этой сферы. Разработка и принятие федерального закона о промышленных парках, целевая программа их  поддержки — даст серьезные гарантии инвесторам,  позволит создать на территории Российской Федерации точки индустриального роста, которые будут успешно конкурировать с такими развитыми экономическими площадками, как страны Азии и Восточной  Европы.

Услышат ли нас? Надеюсь, что да. Уже сейчас всю информацию по разработанным предложениям к Правительству РФ и Федеральному собранию запросило Министерство экономического развития РФ, эта информация также будет направлена в Агентство стратегических инициатив. Нам есть, что предлагать и обсуждать.