Зайчатки блоггера

  • 09.10.2009

«Блог может выполнять совершенно различные функции. Это может быть корпоративный блог, или место где „сливают“ „инсайды“ журналистам; также это хорошая площадка для быстрой и дешевой обратной связи с потребителями», — говорит Илья Стахеев, известный новосибирский блоггер (http://zepp.livejournal.com) и PR-директор компании «Б52».

Однако существует фактор, сдерживающий рост популярности блогов — проникновение Интернета в регионы пока не велико. По данным консалтинговой компании J’son & Partners, в Новосибирске уровень проникновения составляет около 23%.

Это сопоставимо с другими регионами СФО; более низкий уровень наблюдается только в Кемерово и Хакасии — около 11%. Для сравнения, в Москве уровень проникновения составляет около 69%, в Санкт-Петербурге — 77%. Григорий Бецков, аналитик J’son & Partners, считает, что «точкой заполнения» Интернет-пространства можно считать уровень в 50%, а значит, Новосибирску ещё есть куда расти.

Однако это не единственная причина того, что бизнес-блогов и комьюнити в городе не так много — акулы бизнеса считают это недостойным их дорогого времени. Представительства федеральных компаний формально имеют корпоративные блоги и комьюнити, но назвать их привлекающими массовый интерес при всем желании нельзя.

Из личного — в корпоративный
 

Впрочем, и из этого правила есть исключения — например, блог книжной компании «Аристотель» (развивает магазины «Book Look», «Плиний Старший» и «Плиний Младший») http://aristotel08.blogspot.com/. По словам владельца компании Михаила Трифонова, начинался этот блог как личный, но потом полномочия по его ведению были «делегированы» сотрудникам компании. «Теперь я его не веду. Там размещаются анонсы встреч с писателями и другими интересными людьми, презентации книг», — объясняет он.

Трифонов без особого энтузиазма относится к эффективности своего корпоративного блога, отмечая только, что «да, он как-то повышает продажи». Однако аналитики более позитивны в оценках: по их мнению, блог позволил «Аристотелю» поднять продажи как минимум на 20%.

Отдав свой личный блог для компании, Трифонов завел себе новый: «для себя я завел другую страничку — „От гаража до психбольницы: История Топ-книгиhttp://booksellers-ru.blogspot.com/, где пишу свои профессиональные и личные рассуждения вокруг компании, у истоков которой я стоял», — продолжает Трифонов. Там можно найти оценки капитализации «Топ-книги», объяснения причины ухода из компании и анализ её работы.

Домашний дневничок

Более «лично» к своему блогу относится совладелец компании «Мелехов и Филюрин» Александр Филюрин (http://filurin.ru). «Дневник мне нужен прежде всего для себя самого, чтобы фиксировать события и впечатления своей семейной жизни, своей профессиональной деятельности, а также смешное в окружающей действительности. Но, если впечатления фиксируешь, почему бы не поделиться с другими? Их ведь интересно обсуждать. Правда, не со всеми», — пишет он в своем дневнике. «Это не попытка вещать что-то „граду и миру“, это мои личные литературные упражнения, та часть творческого потенциала, которая не может реализоваться в моей деятельности. Хотя иногда я выкладываю туда материалы, которые использую при подготовке к лекциям, чтобы просто не потерять. Для работы есть сайт компании», — добавляет Филюрин. Так же у него есть свой аккаунт в «Одноклассниках». «Но там я особо не общаюсь: просто „привет, как дела“», — говорит он.

Блог для опытов

Есть случаи, когда блог используют как инструмент социологических исследований. Для этих целей свой блог ведет депутат горсовета и директор PR-компании «Сибирь форум» Виктор Козодой (http://kozodoy -dep.livejournal.com) «С помощью своего блога я отслеживаю мнения в Новосибирске, известные журналисты и общественные деятели есть у меня во френдленте. Я выясняю их мнения по поводу той или иной проблемы или события. С другой стороны, я „вкидываю“ для обсуждения свои новости и события, и могу отследить реакцию на них», — объясняет полезность своего блога Козодой. К слову, на научные исследования его посты похожи мало — там можно встретить, например такие заметки как «тепло…солнце… дача…баня…кино…книги… еда… сон» или результаты теста «Насколько вас тошнит от работы». Да и комментариев его записи, как правило, собирают не больше 10 штук. Кроме блога на livejournal.com Виктор Козодой имеет также страницу в социальной сети «Вконтакте» (http://vkontakte.ru/id4168489). «Там более молодежная аудитория, мы используем его как место для общения со студентами САУМК», — говорит он.

Обратная связь
Полезность блога как инструмента обратной связи с клиентами оценили компании «Билайн» и «Дубль Гис».

Комьюнити новосибирского «Билайна» (http://community.livejournal.com/beeline_nsk/) пока невелико — не больше 30 человек. «Это эффективный способ быстро получить обратную связь о наших продуктах. Мы проводили там конкурсы фотографий и презентовали новые услуги и акции. Хотя там сейчас не много людей, мы как раз с сентября взялись активно развивать свое сообщество, и оно будет расти», — обещает пресс-секретарь новосибирского филиала «Билайна» Татьяна Тарасова.

У «ДубльГиса» комьюнити более обширное — 225 человек (http://community.livejournal.com/2gis/). Евгений Васильков, интернет-маркетолог «ДубльГиса», рассказал, что платформа livejournal.com была выбрана не случайно — ей пользуется довольно много людей. «У нас изначально ставилась такая цель — получение обратной связи; есть рубрика „вопрос-ответ“.

Всегда можно понять, какие моменты не нравятся потребителям. Активно в блоге продвигаются „дополнительные слои“. Например, когда мы вводили „ДубльГис 3.0“, он сначала „обкатывался“ на участниках сообщества, сразу были видны недочеты.
 
Без комьюнити обратная связь с пользователями была бы затруднительна, оперативная информация о ходе разработки 3.0 обсуждалась с блоггерами в режиме реального времени. На livejournal есть и элементы корпоративного блога. Вообще, у нас есть другой закрытый корпоративный блог, лучшее из которого транслируется в livejournal.com, а также RSS рассылка», — рассказывает Евгений Васильков.

А портал о ресторанах «Restoran.ru» выбрал другую платформу для обеспечения обратной связи со своей аудиторией — он активно развивает свое сообщество в социальной сети «Вконтакте» под названием «Все рестораны Новосибирска». «В сообществе мы обсуждаем вопросы, связанные с различными блюдами, напитками, заведениями. Привлекаем новых посетителей на наш сайт. К тому же мы работаем как служба заказов, и получаем процент с заказанного через нас счета, страничка дает дополнительных клиентов», — говорит главный редактор ресурса Юлия Аптекарь.

Блоги как предчуствие

Несмотря на наличие относительно успешных проектов делегирования части продвижения в блоги и социальные сети, в Новосибирске их все равно пока слишком мало.

«Пока использование блогосферы Новосибирска находится на начальном этапе становления. И тема появления корпоративного блога у той или иной компании до сих пор является информационным поводом, хотя на западе и в Москве они вполне привычная вещь. Те, кто заводят блоги сейчас, заводят их для того, чтобы завести, и никто не пытается извлекать из них какую-то пользу», — говорит Стахеев.

«Думаю, эта ситуация изменится с ростом количества блогов и блоггеров. Завести и вести блог — это очень дешево. Не нужен какой-то экст ра „движок“ или дизайн», — оптимистично добавляет он.

Более скептично настроена Тамара Соболевская, директор агентства коммуникаций «Банзай». «Блоги потому и неразвиты, что пока не эффективны. И неэффективны именно потому, что не развиты. Получается замкнутый круг. Со временем здесь можно будет добиваться интересных результатов, а пока — иллюзий и мифов больше, чем реальных достижений», — говорит она.

Виктор Козодой видит в неразвитости бизнес-блогов Новосибирска влияние возрастного фактора. «Крупные и видные бизнесмены — в основном люди более старшего возраста, которые не слишком хорошо владеют компьютером и интернетом. Поэтому и не выходят в блоги. Мне самому пришлось освоить компьютер по необходимости», — сетует он.

Александр Филюрин считает возможность использования блогов для продвижения крайне ограниченной. «Я думаю, что эффективно использовать блоги можно для малого бизнеса, например, для небольшой консалтинговой компании», — делится своими размышлениям он. «Блог — это определенная публичность, а многие люди пугаются публичности. Московские бизнесмены, которые заводят блоги, такие как Прохоров, Тиньков, Лебедев делают это из сугубо „пиарных“ соображений. Новосибирские бизнесмены не слишком активно ведут блоги. Разве что Трифонов — мы как-то интересно дискутировали с ним по поводу того, сколько ещё осталось жить бумажным книгам», — рассказывает Филюрин.

В общем, блоги в Новосибирске есть, но пока только в самом зачаточном состоянии, хотя мало кто сомневается, что в будущем они станут одним из самых эффективных инструментов продвижения.
 

Даже Соболевская, хоть и настороженно относится к ним, но все же соглашается с этим: «Блоги будут развиваться, но не так быстро, как хотелось бы и как кажется иногда после общения с их «фанатами», — говорит она.

Фото http://sibilev.net, http://foodcomp.blogspot.com, http://emoney-expert.com