Только без рук

  • 02.09.2009
 
Миллион на автомойку

По словам одного из владельцев нового бизнеса Александра Бойко (45% в уставном капитале, остальных акционеров назвать отказался), который также является президентом ГК «Транссервис», автомойки — совершенно самостоятельный бизнес и не будут придатком к сети АЗС компании. На это указывает и то, что мойки будут продвигаться под собственным брендом — «6 секунд». Инвестиции в проект составят около 6 миллионов долларов: в среднем, по 1 миллиону долларов на каждую автомойку.

 
По словам Бойко, в Новосибирске уже открыто 2 автоматические мойки, открытие ещё одной планируется через год. Всего же в городе откроется 6 автомоечных комплексов «6 секунд» — на эти цели будет потрачено 6 миллионов долларов, учитывая, что оборудование каждой мойки стоит около 420 тысяч долларов.

Землю под новый проект «Трансервиса» бизнесмены выкупили в собственность, однако уже на этой стадии возникли некоторые проблемы.

«Дело в том, что объекты требуют немалых мощностей для подключения, и должны находиться по СНИПам за 100 метров до жилых домов», — рассказывает Бойко.
Сергей Лиманский, представитель сети АЗС «Синтез», которая имеет свою автомойку, для сравнения рассказывает, что инвестиции в открытие самой просто мойки «ручного» типа составляют около миллиона рублей. Директор автомоечного комплекса «Байкал» Вадим Шлемов также подтверждает, что открытие автомойки на пять «боксов» стоит около 5 миллионов рублей.

«Автомойки часто рассматривают как вариант дополнительного бизнеса, когда можно просто вложить деньги в технологически понятное дело», — считает Бойко.

Производительность автоматической мойки, по его словам, составит 57–70 машин в час, и она, по задумке учредителей, будет ориентироваться на потребителей, которые испытывают недостаток времени.

Бойко рассказал, что сегодня такая мойка может обсуживать «от 0 до 437 машин» в день, в зависимости от погодных и других факторов. Для сравнения, Лиманский оценивает мощность «ручной» автомойки в 50–70 машин в день.

Машина против человека

«Мы не можем сравнивать автоматические мойки с теми, что сейчас работают на рынке. Наши мойки позволяют очень быстро помыть машину, за считанные минуты, хотя за дополнительную плату можно заказать и полный спектр услуг, в том числе мытье салона», — объясняет Бойко.

Впрочем, участники рынка воспринимают технологические новшества в их сфере довольно скептически.

«В России структура грязи отличается от европейской — это глина и сажа. Если использовать автоматические щетки, то нужно убирать антенны, дворники и так далее. К тому же не все порой отмывается в труднодоступных местах — например, под днищем. На многих японских машинах узкие номера с подсветкой. Бывает, что их отрывает, а потом они цепляются за щетку и „молотят“ по машине», — рассказывает Вадим Шлемов.

Павел Волковыский, директор комплекса «Чистомаш», также уверен, что никакие автоматические щетки не помоют машину лучше, чем это сделает человек руками, хотя и не отрицает, что мойки привлекут клиентов, для которых важнее время, а не качество. «Я сам не так давно мыл свой „Мерседес“ на автоматической мойке, и мне сломали шильдик», — сетует Волковыский.

«Если человек купил машину, на которой „семеро умерло“ и которая уже сама по себе разваливается, то претензии к автомойке не имеют оснований. Покрытие машин наши мойки не портят, новое покрытие может выдержать около 300 сеансов автоматической мойки без внешних изменений. Этого хватит на 6 лет. На новых сертифицированных станциях ничего не будет страшного, — парирует претензии к качеству Бойко. — Новый автомобиль на ручной мойке можно испортить за один раз, если недостаточно прополоскать тряпку, а у нас такого в принципе не может быть».

По ценам выше с реднего
Услуга быстрой автоматической мойки машины, по словам Бойко, обойдется в сумму от 300 рублей.

Это несколько выше, чем в среднем по городу. Волковыский рассказывает, что ручная мойка «с ковриками» стоит около 200 рублей. «У нас за 300 рублей можно полностью джип помыть внутри и снаружи. А среднегородские цены — около 250 рублей за машину, минимум — 120 рублей», — говорит Шлемов.

Впрочем, по мнению Бойко, сравнивать эти услуги сложно, так как рентабельность проекта считается совершенно по-разному. «Да, у нас нет зарплат, но расход воды на машину — 620 литров, вместо 100 литров в обычных мойках. Да и расход электроэнергии около 100 киловатт в час», — объясняет он.

По мнению участников рынка, ручные автомойки вряд ли будут активно конкурировать с автоматическими комплексами — они занимают слишком разные сегменты рынка.

«Классический рынок развивается в сторону удешевления услуг», — уверяет Волковыский, согласно подсчетам которого, в Новосибирске сейчас работают около 1000 автомоек. А вот Лиманский и Шлемов считают, что рынок развивается в сторону самообслуживания. «Сейчас моек очень много, порой они находятся через каждые 100 метров. Можно даже снять бокс, и помыть машину там самому, не доверяя это дело кому-то другому», — поясняет Лиманский. Шлемов оценивает подобную услугу в 100 рублей в час.