Карты, деньги, год добра

  • 20.08.2009
 Пять цветов скидок
 
Напомним, что весной 2009 года в Новосибирске рядом коммерческих компаний была реализована необычная дисконтная программа, получившая название «Добрая карта».
 
1 марта, в день выборов мэра Новосибирска (объявленный также Днем Добра) на специальных пунктах в каждом районе города жителям выдавались пластиковые карты, по которым до конца 2009 года они могли получать скидки в различных магазинах и заведениях общепита Новосибирска.
 
Каждый человек мог получить на выбор один из пяти видов карт. «Красные» давали право на скидку в 12% на покупки в магазинах «Холидей Классик», «Сибириада», «Кора», «Турне» и «Эконом». «Синие» – на скидку в 1 рубль с каждого литра бензина на любой станции сети АЗС «Новосибирскнефтепродукт». «Зеленые» — на скидки в 5% в аптеках «Ваше здоровье», «36,6». «Белые» — на скидку в 20 % сетях «Чашка кофе» и «Трэвелерс кофе», а также при покупке билетов в кинотеатрах «Артсайнс Синема Дистрибьюшн». Наконец, «желтые» позволяли получить скидку в 15% на покупки в магазинах «Парфюмика» и «Ренуар», а также в цветочных салонах «Сибирская орхидея», «Аnnа» и «FLO fresh flowers».  
«Добрая карта» стала одним из самых массовых дисконтных проектов города. Официальных данных по количеству всех видов карт получить не удалось, но, по данным «Newsib», их количество превышает количество карт известной дисконтной системы «Золотая середина» (около 500 тысяч карт).
 
Экономический эффект от проекта в момент запуска вряд ли кто-то мог просчитать с уверенностью. Но, как выяснилось по прошествии почти полугода после запуска «Добрых карт», большинство участников дисконтной программы не откажутся продлить ее и на следующий год. 
 
Доброе топливо
 
Наиболее значимой для населения изначально казалась «продуктовая» красная карта, но с июня 2009 года по ней уже нельзя получать 12%-ные скидки. По словам Алексея Захарова, генерального директора сети «Холидей-Классик», с 1 июня «Добрая карта» в супермаркетах сети работает как обычная дисконтная накопительная карта.
 
Теперь дисконтная накопительная карта «Холидея» дает скидку от 3% до 7%, в зависимости от суммы покупок за прошлый месяц (скидка 7% дается при покупке на сумму более 20 000 рублей).
 
«Такое решение было принято в связи с тем, что корзина из пяти наиболее популярных продуктов не устраивала многих покупателей, которые хотели ее расширить», — рассказывает Захаров. «Добрая карта», по словам Захарова, пользуется большой популярностью и около 15% от всех покупок совершается с ее использованием. Он отметил, что в 2009 году, если представится такая возможность, компания будет принимать у себя и другие дисконты, организованные при поддержке городских властей.
 
Свое сотрудничество с «потомками» «Добрых карт» подтвердил и Ростислав Сенкевич руководитель сети «Парфюмика», где принимается желтая карта, дающая право на 15%-ные скидки. «Несмотря на убытки, понесенные на запуск этих карт, они вызвали хороший приток трафика покупателей. Я рассматриваю эти затраты как часть рекламного и «продвиженческого» бюджета, которые того стоили. Наибольший приток числа покупателей пришелся первые два недели марта, когда запускалась эта карта, около 15-20%. Только не совсем понятно, чем был вызван был всплеск — действием «Доброй карты» или преддверием 8 Марта, когда мужчины покупают традиционные для женщин подарки», — рассказывает он. Долю покупателей, использующих «Добрую карту», он назвать отказался, но отметил, что если подобные проекты будут реализовываться в ближайшие годы, то его  компания к ним присоединится.
 
Менее позитивно о последствиях использования «топливной» синей карты отзывается президент компании «Транссервис» Александр Бойко. По его словам, скидка в 1 рубль предоставлялась сетью АЗС «Новосибирскнефтепродукт», но позже была подхвачена некоторыми другими сетями АЗС: «Транссервис», «Янтарь» и т.д.
 
«Сейчас оптовая цена на АИ-92, которую ставит « Новосибирскнефтепродукт» — около 20,2 рубля за литр, а розница – 22,5 рубля за литр. Разница и так небольшая, а если использовать рубль скидки, то с каждого литра топлива, учитывая издержки, получается около 0,73 рубля убытков. Розничные же цены никто не подымает по политическим причинам», — говорит Бойко.
 
Любопытно, что, по словам инициаторов дисконтной системы, сеть «Транссервис» вообще не должна была предоставлять скидки по «Доброй карте», подключилась к программе позже по собственной инициативе и на «Добрых картах» логотипа «Транссервиса» не присутствует — поэтому жалобы со стороны руководства этой АЗС выглядят неуместными.
 
Генеральный директор «Новосибирскнефтепродукта» Андрей Шимкив от комментариев отказался.  
 
Дисконт с удовольствием
 
А вот для бизнеса Кристофера Тара-Брауна, совладельца сети кофеен «Traveler’scoffee», проект «Добрая карта» оказался успешным: он отметил, что очень доволен использованием карт. У нас около 70% посетителей используют дисконты, из них около 46% — «Добрые карты». Сейчас мы начали менять «Добрые карты» на наши дисконты. И если в следующем году будет возможность, мы с большим удовольствием будем участвовать», — говорит он.
 
Галым Саинов, совладелец «Артсайнс Синема Дистрибьюшн», рассказал что скидка 20% в кинотеатрах — одна из самых больших в мире.
 
«Компания сознательно пошла на такую скидку, и в будущем, если такие акции будут проводится, мы будем участвовать. Наша основная аудитория – 12-20 лет, по ним как раз и ударил кризис в первую очередь. Многих уволили с работы или родители снизили им карманные расходы. Чтобы их поддержать, мы готовы идти на такие скидки. Мы хотим, чтобы люди ходили не «на фильм», а «в кино», когда у них выпадает свободное время», — объясняет Саинов. По его оценкам, 10-15% посетителей приходят в кинотеатры «Артсайнс Синема Дистрибьюшн» с «Доброй картой».
 
 По словам Евгении Курьяновой, заместителя генерального директора «Сибирской орхидеи», скидка 15% существенная, но компания также готова идти на нее для привлечения новых клиентов и, скорее всего, согласится участвовать в таких дисконтных акциях в следующем году.
 
«Для аптечной сети «36,6» этот проект не коммерческий, а социальный, то есть никакой прибыли мы от него не ожидали (доля продаж по «Добрым картам» в июне составила около 1%). Но если проект будет существовать и дальше, то мы обязательно будем в нем участвовать», — говорит специалист по связям с общественностью сети аптек «36,6» Светлана Белкина.
 
Примечательно, что в будущем дисконтная программа может увеличить число участников и за счет новых компаний.
 
Так, Дмитрий Елохин, директор сети аптек «Ромашка», сообщил, что для аптек Новосибирска использование подобных карт наверняка будет выгодно, и если «Ромашке» предложат участие в «Доброй карте» в случае продления дисконтной программы, компания попробует подтвердить это на практике.