Суд закрыл Америку

  • 23.06.2009
В поисках активов
 
ООО «Компания «Нью-Йорк Пицца» было признано банкротом новосибирским арбитражным судом еще 17 июня. На предприятии введено конкурсное производство, которое должно изыскать средства для погашения кредиторской задолженности компании, которая весной прошлого года (когда в ней было введено внешнее наблюдение) была должна кредиторам 19 миллионов рублей. Иск о признании  «Нью-Йорк Пиццы»  банкротом  подала Инспекция Федеральной Налоговой службы. Однако в процессе конкурсного производства свои требования на активы компании могут заявить еще как минимум пять-шесть кредиторов (на них приходится больше 15 миллионов рублей долга), среди которых, банки, лизинговые компании и просто физические лица.
 
«Компания Нью-Йорк Пицца» — не единственное юридическое лицо холдинга, но судьба его особенно интересна. Дело в том, что именно эта компания теоретически должна располагать какими-то материальными активами – на нее в свое время были записано все оборудование ресторанов «NYP» которое операционные компании холдинга формально арендовали для ресторанной деятельности (сначала это было ООО «Нью-Йорк Пицца Фуд-сервис», а затем ООО «Топ-шеф»). Если верить последнему по счету балансу, который «Компания Нью-Йорк Пицца» представила в налоговую инспекцию по результатам второго квартала 2008 года, то суммарные активы предприятия составляли тогда 74 миллиона рублей.
 
Налоговые схемы
 
Впрочем, сколько из этих денег осталось в наличии сегодня, пока непонятно. Внешний управляющий предприятия Виталий Дмитриев даже просил отложить слушания по делу, поскольку его анализ состояния текущих дел якобы не выявил вообще никакого имущества у «NYP». Теперь ему (или тому, кого кредиторы пригласят для конкурсного производства) придется заняться поиском пропавших миллионов.
 
Если имущество будет найдено, это станет хорошей новостью и для кредиторов других юридических лиц холдинга, которые уже второй год тщетно пытаются получить с «NYP» свои деньги. Так, ООО «Нью-Йорк Пицца Фуд-сервис» только поставщикам должна больше 18 миллионов рублей. Еще 7 миллионов составляют долги по заработной плате. При этом бывшие сотрудники компании утверждают, что невыплаченные предприятием налоги могут потянуть еще на несколько десятков миллионов рублей.
 
Основной владелец и основатель «NYP», американец Эрик Шогрен уже находится под следствием и даже был временно помещен в СИЗО (вместе со своей помощницей Евгенией Головковой, которая значится руководителем ряда юридических лиц холдинга), но добился освобождения, заплатив залог в размере 1 миллиона рублей (еще 800 тысяч рублей пришлось выложить за Головкову). Дело в отношении ресторатора было возбуждено 9 января 2009 года по ч. 2 ст. 199.1 УК («Неисполнение обязанностей налогового агента»). В дальнейшем к делу были присоединены еще почти полтора десятка эпизодов по ст.159 УК РФ («Мошенничество»).  
 
По данным следствия, «NYP» не просто «хитрила» с налогами, занижая прибыль или избегая каким-то образом налогообложения имеющегося имущества. Компания ухитрилась удерживать  НДФЛ при начислении зарплаты, но не перечисляла эти средства в бюджет.
 

Закат империи

 
Тем временем, маленькая империя Эрика Шогрена — который еще год назад считался владельцем одной из крупнейших региональных ресторанных компаний в России – тает на глазах. Еще в конце 2007 года у «NYP» работало больше 25 заведений в трех городах Сибири (кроме Новосибирска, это были Кемерово и Барнаул). Причем в столице Сибири холдинг был лидером – больше точек общепита здесь не имела ни одна компания. Только одноименных пиццерий в городе работало 12.
 
При этом общественным питанием Шогрен не ограничивался. В разное время у его компании было несколько проектов в других областях, отдельные из которых даже стали лидерами в своем сегменте. Так, например, кондитерское производство «Кузина» в лучшие годы (2005-2007) считалось одним из самых крупных за Уралом.
 
Сегодня же Шогрену принадлежит в Новосибирске уже не больше шести пиццерий и две кулинарии «Кузина». Остальные точки пришло сь либо закрыть, либо продать или передать новым владельцам. Так, например, случилось с барнаульскими заведениями сети. Новый хозяин теперь и у бывшего павильона компании в самом центре Новосибирска – Первомайском сквере. Периодически останавливается работа в самом крупном комплексе «NYP» на Красном проспекте (над супермаркетом «Холидей классик») – владельцы помещения отключают рестораторам электричество за неуплату. Торты же «Кузины», которые некогда лежали в любом супермаркете, сейчас можно найти только в заведениях компании.
 
Кризис ни при чем?
 
Рестораторы недоумевают – отчего столь процветающее некогда предприятие оказалось в столь плачевном положении. Разумеется, кризис серьезно ударил по общественному питанию, однако именно ниша фаст-фуда и в целом демократичной еды пострадала меньше всего. Компания «McDonald’s» и вовсе сообщила в мае о 5% росте продаж – те, кому не по карману стали паста и суши, все еще могут найти деньги на кусок пиццы и чашку кофе в одноразовом стаканчике.
Конечно, о таких показателях  сибирским ресторанным компаниям можно только мечтать, но пока они не демонстрируют и доли проблем «NYP». Конечно, все признают, что времена настали тяжелые и продажи существенно упали, но пока не видно даже заметного сокращения числа заведений (по крайней мере, у лидеров рынка) — рестораторы ограничиваются урезанием расходов и переходом на более дешевые блюда.
 
Собственно, сложности у «NYP» начались задолго до того, как кризис реально начал сказываться на посещаемости предприятий общепита. Первый вал обращений в Арбитражный суд по взысканию задолженности пришелся еще на начало 2008 года. Так директор компании «Кэмэл» Вадим Мальцев утверждает, что получил исполнительный лист о взыскании задолженности с «Нью-Йорк Пицца Фуд Сервис» еще в середине прошлого года. Именно тогда в составе «NYP» появилось предприятие «Топ-Шеф», которому были переданы функции, которые исполняла раньше «Нью-Йорк Пицца Фуд Сервис». Участники рынка даже указывают, что кризис только помогает Шогрену удержаться на тех точках, которые еще занимает «NYP». Найти сегодня новых арендаторов владельцам помещений непросто – особенно, если речь идет о достаточно крупных площадках.
 
Невидимые перспективы
 
Одной из причин падения «NYP» могли стать масштабные вложения, которые Эрик Шогрен сделал в свой сельскохозяйственный проект в Маслянинском районе Новосибирской области. Там предполагалось возвести молочную чудо-ферму на 3 тысячи голов. Хозяйство должно было обеспечивать само себя электричеством (топливом для получения которого должен был служить метан, извлекаемый из коровьего навоза), а самих коров Шогрен собирался завезти из за рубежа. В 2007 году проект оценивался в 650 миллионов рублей. Для сравнения – таким в то время мог быть годовой оборот всего прочего бизнеса Шогрена. Однако проект забуксовал – сегодня о нем уже ничего не слышно. Да и если бы он был реализован, в условиях мирового падения цен на молоко пользы он него в среднесрочной перспективе было бы немного.
 
Другой проблемой «NYP» мог стать кризис управления. По словам бывших сотрудников Шогрена, владелец ресторанной компании, будучи, безусловно, талантливым предпринимателем, не смог проявить себя как хороший руководитель. Из «NYP» целыми командами уходили сотрудники и топ-менеджеры. Некоторые из них сегодня создали вполне успешный собственный бизнес. Один из бывших управленцев сетует на то, что Эрик (возможно, сам того не замечая) окружил себя людьми, которые говорили только то, что он хотел бы услышать. «У него не осталось опытных сотрудников, которые были бы способны говорить с ним на равных и которые были бы способны не просто исполнять указания, но и высказывать собственное мнение» — считает собеседник «Newsib».
Другой бывший топ-менеджер «NYP», управляющий сейчас собственной ресторанной компанией, говорит о том, что «у Эрика всегда были проблемы с учетом и контролем за разными подразделениями холдинга». «Думаю, что часть прибыли просто разворовывалась. Что не удивительно – ведь люди видели, как Шогрен сам относится, скажем, к уплате налогов», — говорит ресторатор.
 
Сегодня перспективы выживания «NY P» выглядят крайне туманными. Нынешний оборот компании, по оценкам участников рынка, вряд ли превышает 15 миллионов рублей в месяц. При таких объемах бизнеса на возврат более чем 50 миллионов рублей долга уйдет очень много времени. А тем временем компанию будут все время атаковать кредиторы, пытаясь изъять любые, имеющие хоть какую-то ценность активы. Привлечь же какие-то серьезные средства для развития бизнеса сегодня непросто даже компаниям с куда более привлекательным имиджем. Кредиторов же, готовых занять деньги предпринимателю, который находится под следствием по обвинению в неуплате налогов и мошенничестве, было непросто найти даже в докризисные времена.