«Россмарт» остался без одежды

  • 22.06.2009
Надежда на продолжение
 
Факт расторжения договора с «Россмартом» подтвердил российский куратор в «Kiabi» Фаук Аллард. В самой новосибирской компании, впрочем, еще надеются на какой-то благополучный исход. Так, на минувшей неделе в новосибирском офисе «Россмарта» на вопросы о будущем компании отвечали неопределенно, ссылаясь на некие переговоры, которые сейчас как раз ведет руководство.
 
Напомним, ООО «Россмарт» было создано в конце 2007 года специально для развития в России сети одежных универмагов под брендом «Kiabi», получив от владельца марки, французской компании «KIABI Europe» статус «мастер-франчайзи», дававший права на развитие этой сети на всей территории России. «Россмарт» создан известным новосибирским предпринимателем Андреем Алексеевым, который впервые стал известен широкой публике как создатель и совладелец крупнейшей за Уралом ресторанной компании «Фуд-мастер». В 2006 году он продал свою долю в этом бизнесе своему партнеру – банкиру Игорю Киму и занялся девелоперским проектом «Большая   медведица» (торгово-выставочный комплекс отделочно-строительных материалов, инструментов, мебели и товаров для дома). По информации «Newsib», до того, как стать ресторатором, Алексеев имел опыт торговли одеждой, однако, разумеется, масштабы этого бизнеса были несопоставимы с тем, что ему предстояло сделать с иностранной маркой в России.
 
Мечты о лидерстве
 
Первый магазин «Kiabi» (2000 квадратных метров) в России был открыт «Россмартом» в середине прошлого года в новосибирском торгово-развлекательном комплексе «Сибирский молл». Затем еще один универмаг появился в Санкт-Петербурге в ТРК «Родео Драйв». Последний же по счету российский магазин сети заработал в торговом центре «Мега».
 
Как это обычно бывало с проектами Андрея Алексеева, планы у «Россмарта» были поистине грандиозными. До конца года «Россмарт» планировал открыть еще девять магазинов в Красноярске, Барнауле, Омске, Самаре и Ростове-на-Дону, а в 2010 году довести число торговых точек до 25, выйдя на рынки Москвы, Екатеринбурга, Челябинска и Уфы. С учетом того, что каждый «Kiabi» обходился «Россмарту» в 1,5-2,5 миллиона евро (в зависимости от площади), можно заключить, что компания собиралась за три года потратить на развитие порядка 50 миллионов евро или (по нынешнему курсу) более 2 миллиардов рублей. Если бы эти планы осуществились, «Россмарт» смог бы стать владельцем одной из самых крупных сетей по торговле одеждой в России (с учетом размеров каждого из магазинов).
 
На пороге рентабельности
 
Поначалу дела у компании шли действительно успешно. Первый «Kiabi» привлек новосибирцев низкими ценами, огромным выбором и более или менее достойным качеством одежды. По данным самого «Россмарта», в первое время универмаг в «Сибирском молле» посещали по 50 тысяч человек в неделю. Действительно – бело-синие пакеты «Kiabi» были видны в руках едва ли не каждого второго посетителя этого ТРК, выходившего из магазина с покупками.
С экономикой магазина, впрочем, уже тогда возникли вопросы. По утверждениям одного из бывших сотрудников новосибирской компании, даже в период наплыва клиентов магазин едва-едва удерживался на грани безубыточности, периодически скатываясь в «минус» — во время всевозможных распродаж и акций по снижению цен. Дело в том, что «Россмарт» вышел на рынок на пике цен на недвижимость. Ставки аренды тогда – в конце 2007 года, когда заключался договор с «Сибирским моллом» — были максимальными, а сам ТРК позиционировал себя как едва ли не самый интересное потенциально  место для модников – здесь был собран целый букет массовых одежных и обувных брендов («New Yorker», «Top Shop», «Bata» и т.д. – всего более десятка крупных магазинов одежды и обуви, не считая более мелких торговых точек). Даже с учетом размеров «Kiabi» (большие магазины платят меньше) стоимость аренды занимаемых магазином площадей могла превышать 30 миллионов рублей в год. При невысокой наценке, которая и привлекала в «Kiabi» множество покупателей, сделать такой магазин рентабельным было непросто.  
 
Возможно, эту проблему и удалось бы решить, если бы не кризис. Резкое падение рубля сделало закупочные цены сети такими, что «Kiabi» уже было трудно выглядеть образцом экономии. При этом владельцы торговых центров, как правило, до последнего сопротивлялись изменениям условий договоров с арендаторами. В результате, считают коллеги «Россмарта» по одежному бизнесу, у компании могло просто не оказаться в нужный момент денег для оплаты новой коллекции (в торговле одеждой и обувью магазины вносят оплату, как правило, вперед). А занять деньги в банке осенью прошлого года было крайне сложно кому бы то ни было.
 
План раздора
 
В результате, именно самый первый магазин в «Сибирском молле» первым и пошел под нож – он был закрыт в начале июля. Оставшиеся универмаги тоже фактически дышат на ладан. По признанию продавцов, новых поступлений в «Kiabi» не было с начала весны. В результате сегодня в единственном оставшемся универмаге в ТЦ «Мега» фактически идет тихая распродажа остатков – на вешалках висят по большей части либо маловостребованные размеры, либо не пользующиеся спросом модели.
 
Другой причиной, побудившей французов отказаться от услуг российского партнера, могли стать сомнения в способности «Россмарта» выполнить взятые на себя обязательства по развитию сети. Действительно, почти за год реальной работы «Kiabi» в России «Россмарту» удалось открыть только три магазина, а ведь к концу 2009 года их должно было быть уже в четыре раза больше. 
 
Руководитель новосибирской компании по торговли одеждой (франчайзи крупной российской сети) признает, что у владельца франшизы есть масса инструментов для воздействия на франчайзи, особенно в монобрендовом ритейле, где франчайзи полностью зависит от поставок владельца марки. Собеседник «Newsib» согласился говорить только на условиях анонимности, мотивируя это жесткими требованиями со стороны владельца франшизы на выступления в прессе без санкции франшизора. «Думаю, что «Kiabi» решила, что ее партнер не выполняет план по развитию. Это требование может быть одним из наиболее существенных – особенно для мастер-франчайзи вроде «Россмарта» на которого возлагалась задача по развитию бизнеса в конкретном регионе», — считает ритейлер. 
 
Справка «Newsib»
 
 
«Kiabi» —  французская сеть демократичных универмагов одежды, принадлежит семье Мюлье, которая владеет так же группой «Auchan» и сетями «Leroy Merlin» (магазины стройматериалов и товаров для дома), «St. Maclou» (товары для дома), «Decathlon» (спорттовары), «Norauto» (автоаксессуары). Магазины расположены во Франции, Испании и Италии. Оборот сети в 2008 году оценивался в 1 миллиард евро.