Без третьего моста Новосибирск задохнется

  • 11.05.2009

В Новосибирске я уже раз пятнадцатый. Скажу так: по среднероссийскому счету нет у вас никаких пробок. Есть города, где движутся куда хуже. Как стоит какой-нибудь Сочи или Владивосток, Сургут, Нижневартовск, Тюмень около моста… О московских пробках я и не говорю, они хронические. В Новосибирске же «жареный петух» пока никого не клюнул, вам еще все предстоит.

Очевидно, что в Новосибирске не хватает связанности транспортных сетей. Я разговаривал с мэром вашего города, он это понимает лучше меня. Без третьего моста Новосибирск задохнется. Вопрос второй – балансирование застройки с развитием улично-дорожной сети. Процесс идет туго, ведь сейчас ведь денег нет ни у кого. Но, надеюсь, это все-таки кратковременно.

А третье – это разделение функций организации общественного движения между инженерными службами города и милицейскими структурами. Это очень сложный вопрос, который, к слову, в других городах решается еще медленнее. Так что тут в Новосибирске все более или менее прилично. Поясню. Во-первых, в городе нет хронического конфликта между организаторами дорожного движения и инженерами. Что касается оперативных мер по организации дорожного движения и общественных перевозок, то у новосибирцев совершенно нормальные перспективы. Проблемы вам, конечно, еще предстоят, но в целом, на мой сторонний взгляд, пока вы работаете хорошо.

Еще один важный вопрос – культура вождения. Это маленькая, узкая часть транспортной культуры как таковой. Это, например, культура не поворачивать направо из крайнего левого ряда и наоборот. А культура парковки? Давайте выйдем на улицу: машины стоят на газоне, на тротуаре! Или вот еще замечательное место парковки – прямо к подъезду, чтобы в него нельзя было даже коляску провезти. Такое стихийное паркование автомобилей чуть ли ни друг у друга на голове – это общая черта всех городов, Новосибирск здесь не лучше и не хуже. Другое дело, как это решать.

Это решается длинным и трудным путем развития города. Есть жесткие штрафные санкции. Попробуйте припарковаться около пешеходного перехода – это штраф в любом городе мира. А в некоторых провинциях Канады и штатах США это уголовное преступление. Дело будет проходить как «опасное вождение», а это крайне серьезно. И если бабушка, которой из-за вашего авто стало неудобно переходить дорогу подаст на вас в суд (а судятся они там охотно), то понадобится хороший адвокат, чтобы еще доказать, что ваше нарушение – административное, а не уголовное. Штрафы, преследования – это палка.

Пряник же – правильная организация парковочного пространства. Я и с удовольствием обратил внимание на ваши абсолютно в западном духе плоскостные парковки с въездом и так далее, расположенная в хорошем месте, там, где она нужна. То есть, потихонечку вы делаете это правильно. А быстро и не получится. Потому что страна, где шестьдесят автомобилей на тысячу жителей было еще позавчера, в 90-м году, а сейчас – триста, переживает шок от такого качественного скачка. Моментально к этому приспособиться нельзя ни законам, ни администрации, ни простым людям.

Естественно важна и планировка города. Пространство в нем должно быть обязательно спланировано и тарифицировано. Потому что не бывает ничего бесплатного. Бесплатная парковка в центре города – это остаток социализма. Мне очень неприятно самому как человеку сугубо автомобильному платить за парковку. Но я поездил по миру, и могу сказать, что таких бесплатных парковок там не бывает.

У меня сейчас такое впечатление, что в кризис некоторый спад транспортного трафика неизбежен. То есть, образуется окошко. А в Новосибирске приличное экспертное сообщество и между этими узкими техническими специалистами есть нормальное взаимопонимание в области архитектурно-планировочных задач и хорошее взаимодействие с администрацией. Поэтому есть шанс за время этого «окошка» выйти на программы, решения проблемы пробок. Это будут многолетние программы, но за пятнадцать минут такую проблему нигде нельзя решить. Так что новосибирцы могут и не дождаться того момента, когда настоящие пробки к нему все-таки придут.