Бизнес на выданье

  • 27.08.2009
 
Конкуренция за инвесторов
 
Летом 2009 года специалисты «БКС Консалтинг» и ИЭОПП провели исследование, которое позволило бы прояснить ситуацию на российском и, в частности, сибирском рынке private placement.
 
Напомним, что этот термин буквально переводится как «частное размещение» — прямая продажа выпущенных ценных бумаг небольшому числу крупных институциональных инвесторов. Основное отличие так называемых прямых инвестиций от IPO – в количестве покупателей акций: private placement предполагает всего 5-10 инвесторов. Считается, что прямые инвестиции больше подходят для развития мелких и средних компаний, в то время как IPO – удел крупного бизнеса.
  
В рамках же проведенного исследования авторам удалось выявить своеобразный «Баланс ожиданий» инвесторов и компаний, желающих привлечь финансирование. И его результаты наверняка найдут широкое практическое применение, позволив владельцам бизнеса ознакомиться с основными требованиями потенциальных инвесторов, а также скорректировать свои действия в соответствии с их ожиданиями.
 
«Самым уязвимым моментом для российского делового мира стало то, что была утрачена возможность привлечения дешёвых, по российским меркам, иностранных инвестиций, а также снижение экспорта продукции, — описывают влияние кризиса на российские компании авторы исследования. — В частности со сложностями столкнулась машиностроительная отрасль, производство автотранспорта, значительно сократился рынок производства электрооборудования и другие».
 
 
Итогом ослабления деятельности рынков и падения спроса стало ужесточение конкуренции между бизнесменами за возможность привлечь инвестиции. В условиях такой конкуренции значительно подорожал заемный капитал, кредитные ставки выросли на 5-10 %. Наряду с этим инвестиционное сообщество стало предъявлять к компаниям более жесткие требования, и для многих компаний малого и среднего бизнеса привлечение финансирования с открытых рынков капитала путем выпуска долговых бумаг стало практически не возможно.
 
Учитывая такие условия на финансовом рынке, а также трудности большинства компаний реального сектора экономики, все более актуальными, по мнению авторов, становятся сделки прямого финансирования. Но насколько готовы сами компании к такому сотрудничеству?
 
 
Степень прозрачности
 
«При принятии решения о вложении своих средств фонды прямых инвестиций руководствуются различными критериями, — отмечается в исследовании. — Однако основным параметром в текущих рыночных условиях является «прозрачность» компании, т.е. ее готовность раскрывать информацию, доступность данной информации всем заинтересованным лицам. Также очень часто в понятие прозрачность компании инвесторы вкладывают готовность основных акционеров и топ-менеджеров лично обосновывать стратегию дальнейшего развития компании».
 
Опрос фондов прямых инвестиций, проведенный авторами исследования, показал, что существует ряд особенностей при реализации именно региональных проектов. В качестве наиболее часто упоминаемой, например, указывается значительная временная протяженность подготовительного этапа. Так, если в среднем сделка прямого финансирования занимает 6-9 месяцев, то реализация регионального проекта требует 8-11 месяцев. Однако еще более часто инвесторы «жалуются» на отсутствие прозрачности, бизнеса. В результате большинство проектов не находят реализации именно в силу неготовности собственников раскрывать показатели своей деятельности перед инвесторами.
 
 
Между тем, отмечается в исследовании, сегодня рынок достаточно насыщен инвестиционными проектами. В среднем инвестиционные фонды за месяц получают порядка 40-50 предложений от различных организаций и соответственно, именно наиболее подготовленные компании, которые проработали свой проект и представили инвесторам специальные материалы, раскрывающие сущность предложения, не остаются без внимания. Поэтому, очень важным моментом при подготовке проекта к рассмотрению фондам является работа над презентацией проекта, понятной и реальной стратегией развития бизнеса. Стоит отметить, что для первого контакта, как правило, достаточно подгот овить документы, содержащие краткое описание бизнеса и ключевых положений его стратегии или плана развития (teaser, desk-note), и бизнес-план. Пассивная же позиция компаний в работе с инвестиционным сообществом, а также снисходительное отношение к работе над специальными материалами для инвесторов, не предоставление правдивой информации лишают компании возможности привлечь капитал.
 
Как ни странно, несмотря на то, что игроки рынка в последнее время не проявляли высокой активности, текущие условия сформировали достаточно благоприятные условия для реализации проектов private placement – такой вывод делают авторы исследования. Так, на территории Сибирского федерального округа было реализовано немало крупных сделок частного размещения. Инвесторами таких проектов в Сибири выступали Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Инвестиционный фонд Казахстана и другие. В настоящее время, по информации авторов, о возможности частного размещения задумываются такие новосибирские компании, как САХО и «Топ-книга».
 
Хотя анализ, проведенный специалистами организаций, проводивших исследование, показал, что потенциальным инвесторам могут быть интересны около 170-200 компаний из Сибирского федерального округа. И в ближайшее время крупным и средним компаниям сибирского региона стоит проводить активную подготовительную работу, чтобы заинтересовать инвесторов, для чего необходимо соответствие ряду требований предъявляемых инвестфондами. Грамотно и чётко построенная работа по повышению инвестиционной привлекательности даст возможность привлечь капитал, а также занять более выгодные ниши на рынке.
 
 
Совпадение интересов
 
Несмотря на кризис, на российском рынке активность демонстрируют как отечественные инвесторы, так и зарубежные. Так, объем сделок по слияниям и поглощениям с иностранным участием вырос в 2008 году почти в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. А по итогам 2008 года Россия была признана седьмой страной по привлекательности для инвестиций в Европе (исследование «Ernst and Young»).
 
При принятии решения о вложении своих средств прямые инвестиционные фонды и портфельные инвестиционные фонды руководствуются различными критериями. Однако существуют основные параметры, на которые обращают внимание и те и другие: перспективы роста компании в течение 3-5 лет, адекватная стратегия и профессиональный менеджмент, прозрачность компании, положение компании (условия развития отрасли и компании в ней), размер необходимых инвестиций (из расчета не менее 5 миллионов долларов на блокирующий пакет акций), понятная стратегия выхода инвестора из проекта через 3-5 лет.
 
 
Основным преимуществом частного размещения, указывают авторы, является то, что компания в значительной степени сама определяет условия размещения (состав участников, количество и цену акции). Кроме того, инвесторы, участвующие в размещении, как правило, не принимают активного участия в управлении и повседневной деятельности компании. Следует учесть и тот факт, что в отличие от кредитования, частное размещение дает возможность привлечь значительные средства без предоставления залога. Компания, прибегшая к данной форме финансирования, получает связи в лице западных инвесторов (если западные инвесторы вошли в уставный капитал), чья репутация в дальнейшем может оказаться немаловажным фактором при получении дополнительных источников финансирования.
 
Большинство сделок частного размещения имеют один серьезный момент. Не всегда и не все участники сделки представляют себе, как будет управляться их бизнес после завершения размещения. Практически каждый собственник не хочет, чтобы в управление компании вмешивались «посторонние люди», но, безусловно, по итогам реализации проекта инвестор будет полноправным участником, который, естественно, будет отстаивать собственные интересы (но надо признать, что интересы инвестора и интересы «основателя» бизнеса совпадают). Именно поэтому для многих фондов является ключевым значением наличие в компании профессиональной управленческой команды.
 
В среднем фонды прямых инвестиций получают 40-50 заявок в месяц, и лишь около 1% от общего количества получают одобрение. Статистика такова, что в основном одобрение получают те компании, которые зна комы с требованиями ФПИ и заранее уже провели подготовительные работы самостоятельно либо при помощи финансового консультанта.
  
Рынок инвесторов
 
«В настоящее время на рынке представлено большое количество привлекательных проектов и активность участия private equity фондов поспособствует открытию новых возможностей не только для компаний, нуждающихся в финансировании, но и для самих инвестфондов, — резюмируют авторы. — Например, преимуществом для фондов станет то, что у них появится возможность сотрудничества с крупными финансовыми структурами, у которых есть предприятия-должники, и которые заинтересованы в получении «живых денег». Кроме того, текущая финансовая конъюнктура способствует созданию благоприятных условий для реализации сделок private placement, и участие фондов прямых инвестиций в подобных проектах может привести к зарождению новых компаний-лидеров в различных секторах».
 
 
В условиях финансовых потрясений и конкурентной борьбы за капитал инвестиционное сообщество стало предъявлять более жёсткие требования к компаниям, планирующим привлечь инвестиции. Сегодня, для привлечения капитала организациям необходимо проводить ряд подготовительных мероприятий, чтобы заинтересовать инвертора своим проектом. Состояние рынка private equity характеризуется как «рынок инвестора». Инвестиционные ресурсы есть, инвесторы готовы вкладываться в проекты, однако внимание инвесторов смогут привлечь только наиболее подготовленные к диалогу с инвестиционным сообществом компании.