Кризис не сказался на инвестиционной привлекательности аэропорта

  • 12.05.2009

Сегодня в большинстве российских аэропортов, да и по всему миру зафиксирован спад по основным показателям: пассажиропотоку, количеству рейсов и, как следствие, взлетной массе. Думаю, что в определенной степени он сезонный, хотя не стоит отрицать и прямую связь с экономической ситуацией в стране. Но, несмотря на это, аэропорт «Толмачево» по-прежнему сохраняет свою инвестиционную привлекательность. Чем? Инфраструктура – раз. Конечно, вложив деньги, мы не говорим о ежемоментном и краткосрочном возврате инвестиций и получении выгоды. Мы вполне уверены, что в долгосрочной перспективе на 5-10 лет вложенные деньги будут постепенно отбиваться. Несмотря на относительно невысокую доходность, инвестор получает менее рисковый бизнес, нивелируя риски всего инвестиционного портфеля. Особенно это актуально сейчас, так как, банки, организации, имеющие средства, будут пытаться их сберечь, вкладывая в инфраструктурные проекты, которые являются более стабильным и надежным объектом инвестиций.

В случае с аэропортом, можно рассуждать следующим образом: аэропорт «Толмачево» будет существовать, несмотря на какие-то временные экономические трудности. Второй такой же порт не построишь, население будет летать — может быть, пока в меньших объемах — и с течением времени рост пассажиропотока будет обусловлен как экономическим, так и демографическим ростом. Эта первая и ключевая причина, по которой аэропорт Толмачево является инвестиционно привлекательным. При наличии эффективного менеджмента аэропорт Толмачево может продолжать обеспечивать приемлемую доходность даже в случае незначительного снижения объемов продаж.

Второй фактор. С точки зрения потенциального инвестора, аэропорт априори является социальным объектом — как альтернатива железнодорожным перевозкам и автотранспорту. Поэтому государство всегда будет заинтересовно в бесперебойной работе аэропортов и авиакомпаний, а это означает, что даже в случае серьезных макроэкономических проблем, существует возможность получения поддержки со стороны государства. Авиакомпании всегда будут перевозить пассажиров, а раз есть авиакомпании, то всегда будут существовать и аэропорты. Закрыть аэропорт – даже если по каким-то временным причинам он является убыточным – весьма проблематично: даже если одна авиакомпания исчезнет, то ее заменит другая, поэтому аэропорт был, есть и будет.

И третье. Аэропорты, как правило, являются субъектами естественной монополии. Любой бизнес стремиться завоевать максимальную долю рынка. В данном случае Толмачево по некоторым видам деятельности и на региональном уровне является субъектом монополии. Для инвестора же доля рынка является серьезным критерием при рассмотрении целесообразности вложения средств. Справедливо отметить, что монопольный статус аэропорта относителен, так как сегодня аэропорту, несмотря на его явные конкурентные преимущества, все же приходится конкурировать с другими аэропортами региона (Емельяново, Караганда, Астана, Екатеринбург и Иркутск (в меньшей степени). Кроме того, монопольная деятельность строго регулируется государством в области ценообразования, так как монополист имеет искушение злоупотребить своим положением на рынке и увеличить свои цены, компенсировав тем самым снижение продаж. Во избежание подобных действий существует служба по тарифам, которая анализирует обоснованность увеличения сборов и утверждает тарифы. Подобные шаги не приветствуются государственными органами, но, тем не менее, статус естественной монополии дает нам это право.

Эти три основных фактора и делают аэропорт Толмачево инвестиционно и экономически привлекательным для долгосрочных и менее рисковых вложений. Кроме того, у коммерсантов всегда есть возможность развивать свой сопутствующий бизнес на его территории: население путешествует, пассажир проходит через аэропорт, и это не просто прохожий. Как правило, по дороге пассажир имеет и возможность, и желание купить какой-то товар, подарок, воспользоваться какой-нибудь услугой. Значит, и мы, и те, чей бизнес дислоцируется на территории аэропорта, в жестких конкурентных условиях можем предложить ему достойный выбор.