Археологи СО РАН обнаружили новый вид древнего человека

• 26.03.2010

Раскопки ученых Института археологии и этнографии СО РАН помогли обнаружить ранее неизвестный вид древних людей, обитавших на территории Алтайского края 30–40 тысяч лет назад одновременно с неандертальцами и людьми современного типа.

В ходе раскопок на Денисой пещере учеными была обнаружена косточка первобытного ребенка 5–7 лет, которая лежала вместе с каменными орудиями времен раннего палеолита. Эти слои датируются возрастом от 30 до 40 тысяч лет назад. Впоследствии образец был передан археологам-коллегам в Институт эволюционной антропологии имени Макса Планка (Германия).

Полученные данные стали сенсационными. Анализ ДНК показал, что существуют большие различия в ее генетическом коде как с кодом человека современного физического облика, так и неандертальца. Относительно недавно, 20–30 лет назад, считалось, что эволюция человека протекала последовательно и плавно, и предшественником современного человека являлся неандерталец, который, соответственно, имел своих предков.

Благодаря изучению древней ископаемой ДНК, стало понятно, что это два разных вида, и неандерталец является не предком человека современного физического облика, а тупиковой ветвью развития, хотя они длительное время существовали параллельно.

«Те данные, которые получены сейчас, пусть еще и не окончательные, указывают на то, что был и третий вид, пока его называют условно „алтайский человек“, и он не являлся предковой формой для двух других», — прокомментировал руководитель раскопок Михаил Шуньков.

Ученые полагают, что «алтайский человек» пришел из Африки, видимо, отделившись от общей ветви Homo около миллиона лет назад. Неандерталец и человек современного физического облика отделились значительно позже, около 500 тысяч лет назад. Как эти три вида взаимодействовали между собой — вопросы для дальнейших исследований археологов.

academ.info