Продам аэропорт. Дорого

  • 12.08.2010

Справка NS

Стоимость чистых активов аэропорта «Толмачево», согласно отчетности за первый квартал 2010 года — 4,36 миллиарда рублей. Если рассчитывать пакет акций, выставляемый на продажу, исходя из стоимости активов, то можно предположить, что новому совладельцу придется заплатить за 51% акций более 2,2 миллиарда рублей.

Несколько недель назад стало известно, что новосибирский аэропорт «Толмачево» исключен из списка стратегических предприятий страны, а 4 августа Правительство России приняло решение о продаже принадлежащего государству контрольного пакета акций аэропорта (51%). Согласно прогнозному плану приватизации, «Толмачево» должен обрести нового владельца уже в 2010 году, и сейчас вопрос о том, кто же им станет, кажется очень интересным.

Уверен, что выход государства из числа собственников «Толмачево» не сможет кардинально повлиять на текущую политику развития аэропорта. Вряд ли кто-то сможет стать его совладельцем без одобрения со стороны текущего менеджмента. Напомню, что сейчас с аэропортом ситуация такова. Есть оператор – это ОАО «Толмачево». Его акционерами являются «Новапорт» (дочерняя структура корпорации AEON Corporation, занимающейся управлением активами бизнесмена Романа Троценко NS) и государство. При этом «Новапорт» занимается управлением активами аэропорта и вкладывает средства в развитие терминального комплекса уже довольно давно.

Желающие стать совладельцами «Толмачево», несомненно, появятся. Сейчас аэропортовый бизнес на подъеме и перспективен для инвесторов, поэтому интерес к этому объекту может быть достаточно большим. Более того, аэропорт «Толмачево», судя по динамике его развития, растет быстрее рынка. Я думаю, это не только за счет открытия новейшей взлетно-посадочной полосы – уникальной за Уралом. Эффективный менеджмент тоже сыграл немалую роль. 

Конечно, исключать того, что вдруг ни с того ни с чего объявится новый владелец всего контрольного пакета, нельзя. Хотя появление нового инвестора в «Толмачево» очень маловероятно  без переговоров с «Новапортом». Ведь компания уже отстроила вполне эффективную схему взаимодействия с государством по управлению этим активом и довольно успешно развивает аэропорт. Поэтому просто прийти, стать владельцем контрольного пакета и войти в конфликт с «Новапортом» вряд ли кто-то захочет.

Более вероятна ситуация, когда в число совладельцев «Толмачево» войдет один или несколько портфельных инвесторов. Портфельный инвестор «зайдет в активы» аэропорта в надежде на то, что в течение какого-то времени его пакет подорожает, и он сможет продать его с прибылью. Он купит часть аэропорта, тем самым вложит средства в его развитие, но при этом сохранится эффективная политика нынешнего руководства. А «Новапорту» эти средства для развития будут ой как нужны!

С моей точки зрения, идеальным инвестором для «Толмачево» стала бы крупная финансовая структура. В этом случае политика руководства точно сохранится. Так как средства для развития «Толмачево» требуются немалые, то вполне можно предположить, что это будет кто-то из крупных госбанков.