Авторазборы будущего

  • 30.12.2012

В этом году случилось долгожданное для нас событие — в рамках закона «Об отходах производства и потребления»,  вышло постановление правительства об утилизационном сборе, согласно которому с 31 октября 2012 года все автопроизводители обязуются  создать сеть пунктов утилизации автотранспорта по всей стране. Производители  заключили с Минпромторгом  соглашение, по которому они не платят  утилизационный сбор, а будут утилизировать автомобили либо своими силами, либо с помощью специальных компаний.

По сути, это официальная дата зарождения отрасли автоутилизации в нашей стране. Успешно опробовав схему работы под эгидой госпрограммы по утилизации с 2010 по 2011 год, отечественная государственная система готова к созданию полноценных производств. И теперь мы можем официально представлять наш проект «Создание завода утилизации автомобилей полного цикла» мощностью 62 тысячи машин в год.

Первым этапом мы подали документы на рассмотрение Совета по инвестициям при губернаторе Новосибирской области. Мы рассчитываем получить местную административную поддержку проекта и лишь затем представлять его в Минпромторге РФ.  На наш взгляд, эта идеальная схема с учетом сложившихся факторов, и мы имеем все шансы на успех.

Дело в том, что мы занимаемся вопросами утилизации автомобилей с 2007 года, тогда мы были первыми в Новосибирске и первыми получили официальную лицензию на эту деятельность. С того момента мы начали  вынашивать  мысль  о заводе и постепенно, занимаясь этой деятельностью, детально изучили рынок и проработали свой проект.

Сегодня  существуют современные заводы автопроизводителей, есть красивые дилерские салоны, есть высокотехнологичные сервисы — в этой цепочке жизни автомобиля не хватает только современных производств по утилизации.

Сейчас автоутилизация происходит  двумя путями — либо посредством авторазборов по дедовскому методу: автомобиль разбирается вручную, и все составляющие передаются на переработку партнерам (стекла — одним, пластик — другим, покрышки — третьим, а металлолом — четвертым), либо с использованием  современных  автоматических систем, которые уже появились в нашей стране, но они  концентрируются  только на переработке металлических элементов, остальные части автомобиля их не интересуют. Надо сказать, что сегодня это самая распространенная практика за рубежом. Мы же первые в нашей стране и даже в мире предлагаем проект безотходного энергосберегающего производства полного цикла.

По нашим расчетам, основная добавленная стоимость кроется во вторичной переработке. Если мы будем продавать все составляющие партнерам, то сможем выручить с переработки одного автомобиля  около 5 тысяч рублей, чистая прибыль же составит в лучшем случае 2 тысячи рублей. А если рассматривать проект полного цикла, то мы сможем  получить выручку около 10 тысяч рублей, а чистой прибыли — 7 тысяч рублей. Очевидно, что полная переработка существенно увеличивает рентабельность производства, и это правильно с точки зрения бизнес-модели. Мало того, что мы будем получать компенсацию от государства (предварительно в размере 2 тысяч рублей) и  вырабатывать востребованную продукцию в виде шредерного лома, резиновой крошки, вторичного стекла и пластмасс, мы еще планируем организовать собственную реализацию автозапчастей. К слову, в мировой практике около 60 % выручки составляют продажи  автозапчастей.  Немаловажно и то, что по нашему проекту  мы сможем самостоятельно отапливаться за счет термической переработки оставшихся непригодных для вторичного использования элементов.

Мы уже заключили договоры со всеми автопроизводителями страны, есть и предварительные договоренности с покупателями. В качестве поставщиков будут как отечественные производители, так и импортные — например, голландские конвейеры разбора автомобилей, которые признаны лучшими в мире. В перспективе, выкупив лицензию на производство данной линии на территории России и СНГ, мы сможем самостоятельно производить это оборудование. Однако даже самый современный технологический цикл не исключает ручной труд, в совокупности со всеми подразделениями мы будем привлекать около 200 человек. Нам потребуется весьма крупное производственное помещение и также торговый зал. Мы рассматриваем два основных варианта. Первый — это строительство с нуля на территории Промышленно-логистического парка. В этом случае выйти на проектную мощность получится к 2016 году. Второй вариант — использовать цех на территории «Сибсельмаш», что позволит сэкономить 1,5-2 года и выйти на проектную мощность уже к 2014 году. К тому же в этом варианте мы сможем  исключить логистические затраты на доставку автозапчастей до места продажи, так как территория и местоположение цеха свободно позволяют организовать  торговый зал.  Однако мы не исключаем и других вариантов.

Сейчас мы нашли иностранного стратегического партнера и ведем переговоры с банком на получение оставшегося финансирования. Мы по-прежнему рады рассмотреть любые предложения о сотрудничестве, так как изначально разрабатывали свой проект как типовой и при получении рекомендаций Минпромторга получаем «зеленый свет» для строительства по всем регионам России. Таких заводов в нашей стране должно быть примерно 8-9. У нас действительно огромные планы, и мы верим в успех нашего проекта. Общий объем инвестиций в строительство одного завода составляет 1 миллиард рублей. При этом 49% мы готовы отдать партнеру.