Социально-экономическое развитие туристической отрасли

В стратегии развития туристической отрасли планируется реализовать следующие глобальные цели: 

  • Реализация Концепции развития туризма на период до 2025 г., разработанной в рамках подготовки Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области. Поддержка и развитие делового и научного, транзитного и рекреационного и других специальных видов туризма, развитие в этих целях соответствующей инфраструктуры. 
  • Формирование новой индустрии отдыха, соответствующей мировым стандартам. Создание на территории области новых рекреационных центров (санаториев, домов отдыха). Открытие в Новосибирске в период до 2012 гг. как минимум двух крупных аквапарков. Превращение фитнес-клубов из элитарных в массовые спортивно-оздоровительные учреждения. 
  • Формирование интерактивных тематических (этнографические, событийные, парковые, экстремальные и др.) зон развлечений и досуга, зон творческого развития для различных демографических групп на всей территории Новосибирской области, отвечающих критериям качества международных центров туристического притяжения и обслуживания.

По всем отмеченным направлениям основные индикаторы развития должны примерно в 1,5–2 раза превышать основные прогнозируемые параметры роста экономики Новосибирской области.

Основные и плановые показатели отрасли:

Наименование показателей Единица измерения Оценка Плановый период
2008 2009 2010 2011
Объем реализации платных туристско-экскурсионных услуг млн. рублей 244 272,8 301,4 330,0
Объем услуг гостиниц млн. рублей 1200 1342,8 1489,2 1641,1
Объем санаторно-оздоровительных услуг млн. рублей 790 882,4 987,4 1086,1
Количество иностранных граждан, прибывших в Новосибирскую область с деловыми и туристскими целями человек 8000 8500 9000 9500
Объем оказания международных туристских услуг млн. долл. США 37,0 41,5 46,0 51,0

Основным направлением развития туристической индустрии в Новосибирской области является формирование современной, конкурентоспособной инфраструктуры, обеспечивающей широкий спектр туристических услуг жителям и гостям области.

В целях продвижения туристского продукта Новосибирской области, формирования имиджа Новосибирской области как центра делового и транзитного туризма запланированы участие в международных и российских туристских ярмарках, конференциях, круглых столах, ежегодно не менее чем в 3-х мероприятиях, и организация и проведение ежегодного конкурса на лучшую организацию туристической индустрии Новосибирской области.

В течение планового периода будет продолжено совершенствование нормативной правовой базы Новосибирской области, направленной на развитие туристической индустрии области.

Предусмотрено формирование и ведение Туристского реестра Новосибирской области. Продолжится работа по выявлению перспективных объектов туристской индустрии, предоставлению доступной информации о средствах размещения, лечения, отдыха, а также туристских организациях – туроператорах и турагентах.

Будет оказано содействие в поиске мест расположения планируемых туристских объектов приоритетного развития, ежегодно не менее 1 объекта, в оказании содействия инвесторам в разработке, согласовании, экспертизе и утверждении предпроектной и проектно-сметной документации по получению разрешений на строительство, планировку территорий и создание инженерной, транспортной и иных инфраструктур, подготовке предложений по их финансированию.

Предусмотрены подготовка и проведение конкурсов среди инвесторов на право строительства и эксплуатацию туристских объектов приоритетного развития.

В плановом периоде предусмотрена разработка и реализация областной целевой программы «Развитие туристской индустрии в Новосибирской области на 2009-2015 годы».

Оказанная администрацией Новосибирской области финансовая и организационная поддержка туристской индустрии будет способствовать увеличению к концу 2011 года относительно уровня 2008 года объемов реализации платных туристско-экскурсионных услуг на 35,2%, услуг гостиниц – 36,7%, санаторно-оздоровительных услуг – 37,4%, оказания международных туристских услуг – 37,8%.

Стратегия развития туризма в регионе должна базироваться на три основных принципах: системности и комплексности, приоритетности, сбалансированного взаимодействия. С опорой на эти принципы обоснованы четыре группы приоритетных направлений развития туризма для оказания государственной поддержки:

  1. наиболее приоритетные (рекреационный, социальный, научный, транзитный туризм),
  2. высокоприоритетные (деловой, спортивный, детский и молодежный туризм),
  3. значимые (культурно-познавательный, экологический, событийный, образовательный туризм),
  4. перспективные (специальные виды туризма).

Реализация стратегии развития туризма станет одним из факторов, способствующих решению проблемы занятости как городского, так и сельского населения, так как повлечет за собой создания новых рабочих мест. С учетом мультипликативного эффекта туризм может содействовать созданию в Новосибирской области до 6 тыс. новых рабочих мест как в самой этой сфере, так и в сопряженных отраслях формирующих туристский продукт (магистральный и городской транспорт, торговля, учреждения культуры, здравоохранения, спорта, пищевая и легкая промышленность, предприятия бытовых услуг, фермерские хозяйства и др.). В результате достижения стратегических целей будут созданы условия для сохранения и возрождения объектов культурно-исторического и природного наследия.